Все они в один голос отвечают: безопасность, стабильность и хорошие отношения с Россией. И приводят в пример Польшу, которая уже три года является членом НАТО. Однако, как оказалось, в натовской Польше не все так гладко…

Не всякий штаб — натовский

Латвийский МИД и посольство Латвии в Польше предоставили возможность журналистам газет "Телеграф", Diena и Латвийского радио своими глазами увидеть, что такое участие страны в НАТО. Главная достопримечательность "натовской" Польши — Штаб международного северо-восточного корпуса в Щецине. Город расположен на берегу Балтийского моря, у границы с Германией. Три года назад штаб датских и немецких войск находился на севере Германии, но затем его переместили в Польшу, чтобы помочь стране интегрироваться в НАТО.

Польшу вместе с Чехией и Венгрией пригласили в НАТО в 1997 году, а флаги этих трех восточноевропейских стран были подняты в Брюсселе в 1999 году. Но лишь к 2008 году польская армия будет модернизирована и станет составной частью НАТО. "С военной точки зрения к вступлению в альянс мы были подготовлены не лучшим образом", — признает министр иностранных дел Польши Влодимеж Цимошевич. Из чего можно сделать вывод, что присоединение к НАТО и для Латвии будет лишь началом долгого и дорогостоящего процесса перестройки, причем не только армии, но и всего государства.

Компас мира ведет к казармам

Подпрыгивающий на щебенке автомобиль вдруг поехал плавно — это мы подъезжаем к штабу. Дороги вокруг него отремонтированы, прокладывается шоссе с красивой аллеей — довольно резкий контраст на фоне негладко причесанного городка. Надпись Baltic Barracks, шлагбаум, строгая проверка документов, и нас уже встречает гордо реющий на ветру синий флаг с натовским символом — "компасом мира". Однако штаб северо-восточного корпуса еще не считается структурой альянса — он создан с целью помочь польским вооруженным силам достичь необходимых стандартов.

Главные задачи — оборона, операции по поддержанию мира, спасательные и гуманитарные акции. Только к 2005 году штаб станет составной частью НАТО. Заходим в первый барак, который выглядит ничуть не хуже наших казарм Екаба, называется он Копенгаген. Другие тоже носят названия городов и улиц Германии, Дании, Польши. В Копенгагене, соответственно, базируются датские командиры. В 9 утра у них планерка — склонившись над картой, они обсуждают по-английски повестку дня. Это обязательный язык для всех военных международного корпуса. Военную тайну журналистам, разумеется, не раскрыли, но ясно было, что все европейские военные структуры вместе с американцами находятся в состоянии войны с терроризмом. А выражается это в перестройке всех натовских подразделений. Последнее требование — создание войск быстрого реагирования. На саммите в Праге будет объявлено об организации европейского подразделения из 21 000 солдат, которые могли бы мгновенно — за пару дней — дислоцироваться в пункте назначения.

Щецинский штаб управляет войсками небыстрого реагирования — более тяжелыми на подъем технически, когда на подготовку к военным операциям требуются месяцы. В командном пункте работают 156 человек: 130 военных и 26 гражданских лиц, работников администрации. В случае тревоги согласованные приказы будут отданы датским войскам в Хадерслеве, германским — в Нойбранденбурге и польским — в Щецине. А тревога эта может быть связана с нападением на одну из стран натовского договора, когда в силу вступает пресловутая 5-я статья.

Нападение в таком случае касается всех. Проблема заключается в том, что "старое" НАТО, созданное 53 года назад, было оборонительным сооружением против советской империи. "Новое" НАТО, которое будет создано на пражском саммите в ноябре, должно быть легким на подъем, чтобы можно было несколько тысяч солдат направить в "горячую точку" за пару недель — например, на уничтожение гнезда террористов. Но и сегодня затраты на содержание международного корпуса в Щецине отнюдь не маленькие — 35,5 млн. польских злотых в год (более 5 млн. латов). Бюджет рассчитан на полное содержание штаба, в том числе и на визиты гостей, и на расходы по содержанию школы солдатских детей.

Мы могли бы служить в разведке

Генерал-майор с немецкой стороны Рольф Шнайдер сказал латвийским журналистам, что после вступления Латвии в НАТО нашей маленькой стране с невеликими военными возможностями придется сделать большой политический вклад в альянс. И раз уж сильную армию нам быстро не создать, то мы сможем работать в разведке. "Нет, не против России — россияне давно уже нам не враги. Я всегда говорил: не стирайте Россию с карты НАТО, просто поставьте рядом с ней знак вопроса", — пояснил Рольф Шнайдер. Он также напомнил, что в НАТО всегда считали Россию 20-м членом, а уж в войне с терроризмом россияне и подавно играют важную роль. Капитана польского подразделения штаба Петра Борковски журналисты спрашивали о том, что же изменилось после вступления Польши в НАТО и с какими трудностями пришлось столкнуться польской армии. В ответ услышали стандартные слова о европейской безопасности и сотрудничестве, а также о трудностях с реформой в армии. И все же очевидно, что первая трудность — проблема незнания английского языка. Поэтому польское правительство финансирует для военных 6-месячные курсы английского и работу множества преподавателей.

Балтийские "прибамбасы" в Щецине

И вот мы выходим на "наших" в этом мультинациональном командном пункте. В военном городке штаба нашлось место и для троих представителей Балтии: из Латвии — майор Ливар Ванговскис, из Литвы — майор Дариус Вайцикаускус, из Эстонии — лейтенант Альберт Хелме. Вот уже пару месяцев они представляют здесь миссию "Партнерство ради мира", программу по подготовке к полноценному участию в альянсе. В рамках этой программы наши солдаты участвовали в операциях по поддержанию мира в Косово, Боснии-Герцеговине.

После вступления Балтии в альянс это представительство должно будет стать частью какого-либо европейского штаба — возможно, щецинского. Такое превращение обойдется Латвии в кругленькую сумму, придется также повоевать и за должности, которые нам отведут в штабе, — опытным натовцам не очень хочется возиться с новичками. Однако само присутствие прибалтов в Польше — уже большое достижение, это возможность установить нужные контакты.

В разговорах с литовцем, латышом и эстонцем мы пришли к выводу, что наши ребята пока совсем не рвутся в армию — обычную или натовскую. Нет у них мотивации, чтобы носить камуфляж, — погонами сыт не будешь. Даже в Швеции, которая в НАТО вовсе не стремится, среди студентов есть добровольцы для службы в армии — там все дело в социальных плюсах. Кстати, по сравнению со своими немецкими и датскими коллегами польские солдаты штаба находятся на более скромном довольствии — это зависит от финансовых возможностей каждой страны.

Молодые прибалты на службу не рвутся — до сих пор живы стереотипы о дедовщине, суровом солдатском быте, воспоминания о советской армии. Так мы и не пришли к выводу, чем же НАТО заманит наших ребят на службу. Однако балтийские офицеры успокоили, что служба в Афганистане или Ираке в случае войны будет добровольной, балтийские солдаты вовсе не станут "пушечным мясом". Правда, затем разговор плавно перешел в русло: "в армии не служил — значит, не мужик".

У Ванговскиса, Вайцикаускуса и Хелме один кабинет на троих, работать приходится в тесноте. Под конец беседы офицеры разоткровенничались: "Конечно, рабочий язык у нас английский, но иногда попадаются такие специфические слова, которые никто не может перевести, вот и приходится пользоваться выражениями вроде "прибамбасы", например".

Евроремонт в городе

Город Щецин в 420 тысяч населения преобразился после вывода советских войск. Наша провожатая, специалист отдела международных связей Щецинской думы Эва Курята, рассказывает, что создание штаба международных войск, особенно для пожилого населения, было чем-то вроде бальзама на душу: "Слава богу, Красная армия больше не вернется". Жили советские войска тут, правда, ограниченно, в собственных гетто. В город не выходили — казармы были на полном обеспечении. В одной из казарм сегодня евроремонт в буквальном смысле, там находится школа Евросоюза, в которой детей обучают английскому, в том числе и детей военных- международников.

Интересно однако, что простые поляки, судя по неформальным разговорам, НАТО особо не доверяют, в их сознании все еще присутствуют образы двух главных врагов — России и Германии. Немногие верят, что альянс сможет помочь в случае войны, например, с Россией. Кстати, ни Минобороны, ни МИД Польши за три года после вступления страны в НАТО так ни разу и не провели опрос общественного мнения — каково же людям живется при новом режиме.

А при новом режиме в Щецине развалилась огромная судоверфь, стал нерентабельным аэропорт, хотя, казалось бы, датские и немецкие батальоны должны были сделать воздушное движение более интенсивным. Вице-мэр Щецина Анджей Мицкевич рассказал, что "город привык к солдатам — они очень симпатичные люди. Два года назад невозможно было представить, что в городе появятся американские военные. А вот недавно прямо в парке перед думой приземлился американский вертолет. Они проводили учения, а здесь у нас нет проводов"…

Россия ближе не стала

В Варшаве нас прокатили по министерскому району. Встреча за встречей нам представляли военных чиновников Минобороны, симпатичных и бравых чиновниц (целый женский батальон!) МИДа и скупых на слова служащих Польского бюро национальной безопасности. Глава Департамента политики безопасности международных организаций Аркадиуш Шидловски сразу успокоил: жители Польши не почувствовали на своих карманах, какое это дорогое удовольствие — участие в альянсе. Ровно столько надо было бы тратить на армию, если бы Польша не вошла в НАТО. Польская армия вместе с остальными членами НАТО планирует сократить личный состав и увеличить расходы на закупки суперсовременной техники — радаров, самолетов, оружия. Оборудование советского образца, которым все еще пользуются поляки, несовместимо с натовским. "Нельзя стрелять в одну цель из разных автоматов", — говорит представитель Минобороны.

Как рассказал Шидловски, 5,5 млрд. долларов из специального правительственного бюджета отведено на закупку 49 многофункциональных боевых самолетов F16 американского производства. Поговаривают, что именно от страны-поставщика зависит будущее страны-покупателя на международной арене. И оно будет более благоприятным, если члены НАТО будут закупать именно американскую технику.

Чиновники не могут сказать конкретно, в чем же для страны заключаются преимущества участия в альянсе. Они лишь говорят, что довольно тяжело балансировать между социальными, экономическими и военными потребностями страны. Еще одна проблема — сохраняющиеся сложности в отношениях с Россией, для которой Польша не является военным партнером. Замдиректора департамента политики безопасности МИДа Йоанна Стемпинска все же считает, что отношения с Россией постепенно улучшаются, так как русские заинтересованы в развитии экономических контактов в Европе. Хотя участие Польши в НАТО остается сдерживающим элементом в общении этих двух стран.

Оправданны ли расходы?

Самое засекреченное натовское заведение — Национальное бюро безопасности Польши — полностью подчиняется Национальному совету безопасности и президенту страны Александру Квасьневскому в вопросах внешней, внутренней и военной безопасности. Бюро собирает и анализирует всю информацию, касающуюся безопасности государства.

По неподтвержденным данным, в том числе контролирует и некоторые СМИ. В бюро работают 34 специально сертифицированных работника, проверенных на отсутствие опыта работы в КГБ. Сертификат дает доступ к секретной информации и запрещает заниматься политической деятельностью. С 11 сентября 2001 года спецгруппа бюро занимается данными о террористических организациях и регулярно докладывает о ситуации президенту.

Безусловно, мир полон потенциальных угроз и опасностей для любой страны — это показала недавняя трагедия в туристическом раю на острове Бали. У военных и политиков, конечно, есть железные аргументы в пользу вступления страны в НАТО, однако затраты на безопасность все же несоразмерно велики по сравнению с другими нуждами государства, что, пожалуй, останется дилеммой на все времена. По крайней мере, для стран, пока не пострадавших от нападений террористов на невинных жителей.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!