"Никогда никто из Латвии или стран Балтии не играл столь значительной роли", — с придыханием откликнулся на выдвижение Вайры Вике–Фрейберги в генеральные секретари ООН директор Института Латвии Оярс Калниньш.
Ну, скажем прямо, это еще не роль, а проба, кастинг. Г–на Калниньша тоже нужно понять — он нынче занимает ту же самую должность, что и ВВФ в июне 1999 года. Так что если действующий президент "катапультируется" в небоскреб на Гудзоне, то и для Калниньша открываются хорошие перспективы. Благо он тоже из заокеанских репатриантов.

Политолога, профессора ЛУ Жанету Озолиню тоже числят среди потенциальных преемников Вике–Фрейберги. Шансы президента Латвии попасть в генсеки Объединенных Наций г–жа Озолиня оценила как "пятьдесят на пятьдесят". Неплохо, особенно если учесть, что против ВВФ — сразу 5 азиатских претендентов. Министр иностранных дел Южной Кореи Бан Ки Мун, замгенсека ООН Шаши Тарур (Индия), вице–премьер Таиланда Суракьярт Сат, наследный принц Иордании Зейд Раад Зейд Аль–Хуссейн и дипломат из Шри–Ланки Джаянта Дханапала. Стало быть, один азиатский кандидат составляет лишь 1/5 Вике–Фрейберги! Вот так мы запросто уели Южную Корею с ее ВВП, составляющим 800 миллиардов долларов в год против наших 14,5. Про Индию и говорить нечего.

Латвийские информационные агентства, впрочем, пренебрегли некоторыми фактами, отмеченными западными СМИ. Так, к примеру, France Presse заметило, что, "по неписаному соглашению, пост генерального секретаря ротируется по географическому принципу и следующий претендент ожидается из Азии". Что же касается поддерживаемой Вашингтоном единственной европейской кандидатуры, то, скорее всего, два постоянных члена Совета Безопасности — Россия и Китай — выступят против. Китайцев более устроил бы Бан Ки Мун, а Россия, по версии France Presse, Латвию "обвиняет в нарушении прав русского меньшинства, живущего в балтийской стране".

У Вайры Вике–Фрейберги есть еще один серьезный козырь — женщина никогда не руководила ООН. Феминистский тренд, без сомнения, штука весомая и в известных обстоятельствах может сыграть. Но это все же второстепенный фактор по сравнению с раскладами большой политики. Отметим, что в последние недели Латвия делает буквально все, чтобы понравиться ключевым игрокам. Все помнят, как наши премьер, министры обороны и иностранных дел отказались помочь международным силам в Ливане: у нас, дескать, все солдаты уже наперечет? Так нет — только свистнули из Вашингтона, и тут же нашлись 40 человек для Афганистана. Причем не для разминирования и восстановления разрушенного, а для реальной войны. В которую, заметим, не собираются лезть даже "старые" члены НАТО.

Среди неповторимых качеств Вайры Вике–Фрейберги — кандидата в генсеки — есть еще одно. Только она в ряду соискателей является действующим главой государства. Можно только гадать, что станет с ее нынче высоким внутрилатвийским авторитетом, если ее, не дай бог, да не изберут. Ведь срок полномочий президента Латвии заканчивается только летом 2007 года — а глава государства должен как бы премьер–министра назначить… Останется ВВФ в Риге — будут ли ее кадровые решения иметь прежний вес?

Если же правительство ЛР не будет создано к зиме, а вот президента придется менять, то мы получим еще и внеочередные выборы главы государства — и мало не покажется! Выйдет полномасштабный политический кризис с непредсказуемыми последствиями.

Таким образом, участвуя в самой престижной международной гонке, Вике–Фрейберга вносит определенную неустойчивость в собственно латвийскую политическую систему. Хотя, может быть, у нее есть неизвестные нам гарантии? А вообще, так хотелось бы, чтобы президента Латвии избирал ВЕСЬ ее народ — а не таинственные кукловоды.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !