Эйнар Репше, премьер-министр:

— Ясно, что результат деятельности правительства не будет виден в течение первых месяцев. Конюшни всех областей государственной жизни сразу не вычистишь… Мы сделали прозрачной деятельность правительства. Все вопросы, связанные с госзаказами, в дальнейшем тоже будут открыты. Меня пока не удовлетворяет работа Бюро по борьбе и предотвращению коррупции. Оно до сих пор в стадии создания, но правительство вскоре ждет результатов его работы. Из интервью Lauku avize

Гунтис Улманис, первый президент Латвии:

— Первые сто дней правительства оцениваю положительно. Оно проявляет огромное желание и рвение, дабы изменить что-то в лучшую сторону. У Репше, который с политикой связан давно, есть свои определенные принципы, которых он придерживается в своей работе. Это очень положительный момент. Еще одним существенным плюсом стало создание поста товарища премьер-министра и назначение Айнара Шлесерса, который, думаю, сумеет сделать много полезного для экономики. Но первые сто дней показывают, правильные ли методы работы избрало новое правительство. С этой точки зрения можно говорить о многих ошибках. В первую очередь, это недостаточная связь и работа с обществом, несмотря на принцип открытости. У народа нет достаточной информации. Я думаю, что премьер сам должен давать пресс-конференции и интервью по существенным вопросам. А новым министрам не хватает политической грамотности. Я думаю, совсем неплохо было бы провести для них специальный курс обучения о работе с обществом, чего они не умеют делать. В первые сто дней правительство показало свой характер, но методы были недостаточно грамотными.

Меньше слов, больше дела

Айнар Шлесерс, товарищ премьер-министра:

— Я доволен тем, что удалось начать диалог с предпринимателями, особенно зарубежными. Этому способствуют и мероприятия, которые проходят в Латвии, и мои заграничные поездки. Своей заслугой считаю то, что впервые в Латвии правительство стало так тесно сотрудничать как с иностранными посольствами в Латвии, так и с латвийскими посольствами в других государствах. У нас есть конкретные предложения от партнеров и конкретные планы. А недоволен я тем, что слишком медленно идет процесс реорганизации Латвийского агентства развития, на базе которого я собирался создать свое бюро.

Ивар Страутиньш, президент союза кооперативных обществ Turiba:

— Если бы удалось все, о чем сегодня рассказывает г-н Шлесерс, то это было бы хорошо. Конечно, он очень хорошо рассуждает о том, что необходимо создать совет латвийских производителей, который бы заботился о местном предпринимателе. Но это пока слова. Все предыдущие правительства обещали защищать местных производителей, а ни- чего не изменилось. Некоторые его решения мне понравились. К примеру, что он за возобновление серьезного диалога с Россией. Но пока г-н Шлесерс больше говорит. Посмотрим, что будет дальше.

А альтернатива где?

Гирт Валдис Кристовскис, министр обороны:

— Мое присутствие в новом правительстве обеспечивает ему опыт и стабильность в вопросах обороны. Основываясь на своих знаниях, я могу дать достаточно хороший совет в случае необходимости. Но главным достижением считаю то, что нам удалось получить приглашение в НАТО, а также подготовить планы по вступлению в альянс. Что касается критики по поводу поддержки Латвией внешней политики США, то пусть те, кто критикует, укажут на альтернативы. Латвию нельзя критиковать за поддержку Америки в урегулировании мировых процессов. Даже те страны, которые не согласны с США, все равно понимают, насколько важно евроатлантическое сотрудничество.

Дайнис Турлайс, депутат Сейма от объединения ЗаПЧЕЛ, бывший командир латвийских сил обороны:

— Министр обороны занимает проамериканскую позицию. При этом он — одна из ключевых фигур в нынешнем правительстве. Однако он избран народом, хотя за его партию ТБ/ДННЛ проголосовало на выборах меньше людей, чем за меня одного. Что здесь можно комментировать?…

Чистки повышают доверие

Марис Гулбис, министр внутренних дел:

— Я горжусь тем, что люди стали больше доверять полицейским, а ряды работников полиции стали очищаться от нечестных сотрудников. Кроме того, я рад, что правительство согласилось выделить 8 миллионов латов на повышение с 1 мая зарплат полицейским. Но в то же время это минус, потому что сначала на эти цели планировалось направить 20 миллионов. Стоит отметить, конечно, и обустройство восточной границы — я даже не представлял, что дела там обстоят настолько плохо.

Зиедонис Чеверс, экс-глава МВД:

— Похвалить Мариса Гулбиса я могу за то, что он проявляет настойчивость, заботясь об интересах своего ведомства. Он ратует за техническое обеспечение МВД и повышение зарплат работникам. Недостатком его работы считаю то, что пока не решены многие вопросы, связанные с работой структур МВД, — не работают участковые, мало сил брошено на борьбу с наркобизнесом. К череде отставок в структурах МВД отношение у меня двоякое. Если кадровые изменения в МВД связаны с тем, что ушедшие люди были не согласны с реформами, то перестановки — это плюс. Но если они были вынуждены уйти из-за совершенных ими правонарушений, то дело нужно было доводить до конца — сообщить, что послужило причиной увольнения. Сейчас люди испытывают радость от того, что летят головы. Но рано или поздно они зададут вопросы "За что?" и "Кто следующий?"

Главный минус — задержка с бюджетом

Валдис Домбровскис, министр финансов:

— Несомненно, главный минус работы моего министерства — это задержка с принятием бюджета на нынешний год. Однако таким образом у нас появилась возможность сократить все лишние расходы. Плохо и то, что правительство пока не приняло решения о снижении разницы компенсационной ставки между подоходным налогом для физических и юридических лиц. В то же время увеличились налоговые сборы. Мы также снизили взносы социального страхования до 33%, а подоходный налог с предприятий — до 19%. Самым главным достижением министерства буду считать бюджет с дефицитом в размере 3%.

Аркадий Сухаренко, вице-президент надзорного совета Rietumu banka:

— В целом я положительно оцениваю деятельность Домбровскиса — для молодого человека, не имеющего достаточного политического опыта, он работает весьма профессионально. Одобряю стремление создать бюджет с как можно меньшим дефицитом, а также кадровую политику, которую он проводит.

Серьезное испытание

Сандра Калниете, министр иностранных дел:

— Мы работаем очень напряженно — это и хорошо, и плохо. С одной стороны у нас ЕС и НАТО, а с другой — Ирак.

Николай Нейланд, политолог:

— Все предыдущие годы мы видели, что внешняя политика была слишком скованна, поскольку оглядывались на внутриполитическую ситуацию и особенно — на радикальные силы. Поэтому на протяжении многих лет Латвия не шла на сотрудничество с Востоком. Налаживание диалога с Россией на государственном уровне станет для Калниете очень серьезным испытанием и одной из важнейших ее задач. Что касается приглашения Латвии в НАТО, то вряд ли в этом есть заслуга нашей дипломатии, это, скорее, процесс инерционный. Сейчас важнее другое. В мире наступает гегемония США, появляются разногласия между Америкой и другими странами, в том числе европейскими. Так что для нее очень важно будет найти баланс в отношениях между Европой и США.

Будущее медицины под покровом тайны

Арис Аудерс, министр здравоохранения:

— Несомненным достижением является само создание моего ведомства. Это очень важно и для государства в целом, и для системы здравоохранения. Мы начали разработку реформы, причем очень успешно. Как свой просчет могу отметить недостаточное сотрудничество с парламентской фракцией партии Новое время и комиссиями Сейма. Но я был очень занят созданием министерства — это очень сложная задача. Вот на вчерашнем заседании Кабинета был утвержден госсекретарь Минздрава, и это можно считать отправной точкой моей работы.

Ивар Эглитис, директор Кулдигской больницы и член правления Латвийского общества больниц:

— Ни одним достижением на посту министра Аудерс похвалиться не может. До сих пор он занимался только переездом в новые помещения и чисткой среди директоров больниц, так что времени на реформы у него не было. Между тем финансирование больниц за первые три месяца уменьшилось почти на миллион латов! Просто больничные кассы, продлевая с нами договоры, изменили в них цифры — что поделаешь, идет всеобщая экономия в государстве. Да только за последние годы на медицине так "наэкономили", что в ней уже некому работать. До сих пор от Аудерса мы не получили ответа, где взять деньги на увеличение зарплаты медикам до минимальных 70 латов. До сих пор не повышены цены на медуслуги, не отменены квоты на затраты лечебниц. То, что партия Новое время решила оставить Аудерса в должности, непродуманное политическое решение.

Не надо устраивать спектаклей

Юрис Луянс, министр экономики:

— Одним из главных своих достижений я считаю начало приватизации Latvijas Krajbanka. Что касается приватизации в целом, то создана рабочая группа, в которую входят специалисты различных учреждений. Эта структура должна проанализировать саму приватизацию, информацию о сертификатах и предприятиях, которые еще предстоит передать в частные руки. Важным также является создание Государственного агентства гарантий. С его помощью предприятия могут получить в банках кредиты под госгарантию. Вообще я считаю, что следует теснее сотрудничать с бизнесменами. Поэтому я поставил задачу для Совета народного хозяйства — построить мост между предпринимателями и правительством. Не могу сказать, что я чем-то особенно недоволен или не удовлетворен.

Райта Карните, директор Института экономики:

— На заседании народнохозяйственного комитета Луянс рассказал о том, какие меры планирует предпринять министерство, чтобы улучшить экономическую ситуацию в стране. Планы-то неплохие, однако финансирование, предоставленное под эти программы, слишком мало, чтобы претворить их в жизнь. Поэтому у этих заявлений пока декларативный характер. Но в целом это хорошо, что министерство строит какие-то планы и концепции. Однако то, как ведет себя Луянс с руководителями крупных предприятий, совершенно неприемлемо. Если он хочет отстранить кого-то от должности, это надо делать законно, а не устраивать спектакли. Это всего лишь сведение счетов с неугодными людьми. Так не подобает вести себя министру экономики — он должен заботиться о стабильности в стране.

Желаемое выдается за действительное

Карлис Шадурскис, министр образования:

— Главное, что наше правительство вопреки много численным прогнозам дожило до стодневного юбилея. Я доволен, что мне удалось создать вокруг себя сплоченную команду специалистов и начать более тесный диалог с обществом. У нас появился четкий план, как внедрить в жизнь реформу школ национальных меньшинств в 2004 году. Мы начали работу с директорами школ, преподавателями. Некоторые разработки мы представим уже в марте. Кроме того, мне удалось прекратить все операции с имуществом министерства, осуществлявшиеся в ущерб интересам государства. Ну а ошибки… Конечно, сделанного очень мало, по сравнению с тем, что не сделано.

Игорь Пименов, председатель Латвийской ассоциации школ с русским языком обучения:

— Шадурскис не желает признавать политических целей реформы образования. И правительство очень болезненно реагирует на идеи отменить перевод средних школ на латышский язык обучения. Шадурскис выдает желаемое за действительное, когда говорит, что по поводу реформы 2004 года в обществе царит полное согласие. Это не так. Но хорошо то, что министр понял, что предстоящая реформа — самая острая для его министерства.

Министр изучает русский

Нил Муйжниекс, министр по делам общественной интеграции:

— Мои 100 дней наступят только через 10 суток, я за это время многое могу успеть сделать. А если серьезно — могу гордиться тем, что уже на первом заседании отстоял 50 тысяч латов, которые правительство хотело урезать из бюджета Фонда интеграции. Ну а упрекать мне себя пока особенно не за что — у меня как у министра пока нет ни структуры, ни штата сотрудников, ни бюджета для министерства. Разве что активнее и упорнее следует работать с правительством. И, конечно, с депутатами Сейма.

Эйжения Алдермане, глава Управления натурализации:

— Я хочу особо похвалить Муйжниекса за то, что он начал изучать русский язык. Само создание такого министерства — огромное достижение для Латвии. Правительство сделало продуманный шаг. Теперь осталось поставить министерство на правильные рельсы. Нил Муйжниекс — это лучший выбор, который могло сделать правительство.

Пусть покажет себя в деле

Ивар Гатерс, министр особых поручений по делам регионального развития, самоуправлений и территориальной реформе:

— Главный успех — сам факт появления такого министерства в правительстве. Больше всего я недоволен тем, что руководители самоуправлений при прошлом министре так обленились, что никак не могут перестроиться на активную работу. И мне пока трудно добиться от них каких-то конкретных результатов.

Рихард Эйгимс, мэр Даугавпилса:

— Региональная политика в Латвии — очень больной вопрос. Страна оказалась поделенной на две части: Рига и другие регионы. Новое правительство обозначило свои приоритеты в развитии регионов. Но главное — чтобы эти планы воплощались жизнь. Нельзя забывать, что Рига — это не вся Латвия. Мы также нуждаемся в инвестициях и развитии инфраструктуры. По словам и делам Ивара Гатерса я вижу, что это честный человек, который хочет найти справедливое решение "региональной проблемы". Очень важно, что он всегда готов идти на диалог. Однако не хочу его сильно захваливать, пускай он покажет себя в деле.

Министра ждут в Русской драме

Ингуна Рибена, министр культуры:

— Я рада, что почти все, отмеченное в правительственной декларации, уже получило конкретные решения. Создана рабочая группа по разработке Закона о празднике песни. Приоритетом Фонда культурного капитала станут те проекты, которые способствуют сохранению исторического наследия. А упрекнуть я себя могу в том, что, будучи очень эмоциональной по природе, хочу взять личную ответственность за все. Стараюсь избежать этого, но не получается.

Эдуард Цеховал, директор Рижского театра русской драмы:

— Я доволен работой нового министра культуры. Чего стоит только тот факт, что она смогла отстоять финансирование латвийского кино из госбюджета. Это вселяет надежду. Значит, мы можем верить ее обещаниям увеличить финансирование театров и культуры в целом. Я думаю, что для главы Минкульта самое главное — отстаивать интересы деятелей культуры. Единственное, в чем могу ее упрекнуть — она до сих пор не была в нашем театре. Но обещала прийти.

Как облегчить жизнь пенсионеру?

Дагния Стаке, министр благосостояния:

— Похвально то, что повышена минимальная зарплата с 60 до 70 латов. Увеличено и государственное пособие на семью. При мне подписана декларация Латвии и Европейской комиссии о приоритетах в политике трудоустройства. По моей инициативе прошло расследование случаев увольнения работников с предприятия Rojas konservi и екабпилсской хлебопекарни Retumi.

Янис Пориетис, руководитель Латвийской федерации пенсионеров:

— Приятно, что сразу после вступления Стаке в должность министра мы договорились, что раз в месяц представители федерации будут приходить к ней на переговоры по актуальным проблемам. Госпожа Стаке приехала к нам из Тумесской волости, она близка к народу в глубинке, знает о самых насущных проблемах латвийских пенсионеров, а их у нас на сегодняшний день 630 тысяч. Самый животрепещущий вопрос, который еще должна решить министр, это индексация пенсий: низкие пенсии должны увеличиваться более ощутимо, нежели высокие. Таким образом надо сравнять и повысить уровень жизни всех пенсионеров в стране. Кроме того, нужно сделать более доступной плату за коммунальные и медицинские услуги.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!