Жизнь Василия Емельянова, оставившего нам в наследство кинотеатр "Рига", может стать основой драматического фильма.
…В канун 1924 года в Риге произошло знаменательное событие — торжественное открытие первого суперсовременного кинотеатра Splendid Palace. Новое роскошное здание на ул. Элизабетес, 61, стало украшением столицы: колонны с лепниной, шикарный интерьер, изысканная роспись потолка, новейшее оборудование, зал на тысячу мест. Да что там говорить, все рижане помнят этот кинотеатр, переименованный в советское время на "Ригу"! Владельцем же здания был русский кинопромышленник Василий Емельянов. Судя по документам, строительство обошлось ему в 850 тысяч латов. Сумма по тем временам огромная!

Забытое имя

Василий Емельянов не был коренным латвийцем — он эмигрировал в Латвию после Октябрьской революции из Петербурга. В России был известным человеком — владельцем четырех кинотеатров, оперетты в театре "Пассаж", где ставили оперные миниатюры с привлечением лучших певцов, главой кооператива театровладельцев, собственной фирмы по прокату фильмов, киножурнала "Немое кино", представителем итальянского общества Ambrolio по всей России — со своей конторой в Турине. Странное дело: запустив интернет–поиск в Google, я ничего не обнаружила о своем герое! Кроме трех публикаций рижских авторов.

А в Латвию российский киномагнат приехал сложным путем. В 1918–м финские власти задержали партию итальянских фильмов, которые Емельянов заказал для своих российских кинотеатров. Он выехал в Финляндию, чтобы лично присутствовать на судебном процессе. Процесс растянулся на год. За это время Василий Федорович завершил переговоры о создании фирм в Латвии и Эстонии. "В конце 1919–го почти без всяких средств получил кредиты от французских фабрикантов и знакомых американских директоров кинокомпаний", — пишет Емельянов в своей автобиографии. Бывшему российскому миллионеру после революции пришлось начинать все сначала в чужой стране. Рижский период жизни известен историкам кино, писали о нем и в газетах того времени. А вот дет- ские годы и первые шаги к успеху оставались за кадром. Я обнаружила емельяновскую автобиографию совершенно неожиданно — в Государственном архиве Латвии, в личном деле "врага советской власти", арестованного 14 июня 1941 года.

Находка была просто бесценной, поскольку в личных делах репрессированных содержались лишь скупые анкетные данные и протоколы допросов. А здесь — история жизни на двух листах, собственноручно написанная в ГУЛАГе! Прочитав первые строки, я ахнула: ну и судьба! Просто сказка о нищем мальчике, который благодаря таланту превратился в принца.

И это все о нем

Василий родился в многодетной семье сапожника. Когда мальчику было шесть лет, отец умер и мать осталась одна с пятью детьми. "Жили в страшной бедности в подвале, — пишет ссыльный. — Семи лет по- ступил в 4–классное городское училище, во время учебы сам давал уроки другим детям. Сильная нужда заставила бросить училище и поступить в 11 лет на фабрику поденщиком в экспедицию заготовления государственных бумаг (Гознак), где получал 45 копеек в день". Через пару лет при фабрике создается первая в России школа бумажного дела, и Василий, лучше всех выдержав экзамен, поступил учиться. Основатель школы Н. Резцов даже выплачивал ему стипендию из своих собственных средств. Талант- ливый паренек успевал посещать вечерние курсы бухгалтерии, вел книги в торговых предприятиях, делал чертежи, а на летних каникулах работал на заводе слесарем. Тем не менее школу окончил лучшим и стал работать подмастерьем на писчебумажном заводе — по 14 часов в день!

И совсем уж невероятное: при таком напряженном графике Василий начинает увлекаться кинематографом! В 1912 году он арендует небольшое помещение под кинозал на 200 мест. "Первый год дело шло плохо — незнание рынка, фильмов, вкусов, отсутствие свободного времени. Казалось бы, все приведет к закрытию предприятия, но устроил сцену, ввел дивертисмент (развлекательные номера, дополняющие основное представление. — Ю. А.), сделал ремонт, усилил рекламу, и дело пошло на славу, — читаю в автобиографии. — Кино своей посещаемостью гремело на весь Петербург". И этого мало! Василий Емельянов умудрялся раскручивать свой бизнес, находясь… с 1915 по 1918 год в армии!

В Прибалтике он развернулся быстро и основал целую киноимперию. Василий Емельянов был не только владельцем кинотеатра, но и главой крупнейшей фирмы Ars, которая закупала киноленты у известнейших кинокомпаний по всему миру — у немецкой UFA, американских Warner Brothers, Metro–Goldvin–Mayer и Universal. Конечно, первый звуковой фильм латвийского производства "Гауя", съемки которого финансировала фирма Ars, рижане также увидели в кинотеатре Splendid Palace. Была у Емельянова и мастерская по изготовлению цветных рекламных плакатов. Публика работала, соответственно, продвинутая и русскоговорящая. В дивертисменте были заняты прекрасные скрипачи, плакатным делом занимались настоящие художники.

О размахе предприятия говорит тот факт, что В. Емельянов построил ряд кинотеатров в Таллине и Каунасе, став крупнейшим киномагнатом в Прибалтике. И хотя в годы Первой республики в Латвии действовало около 30 кинопредприятий и более 30 кинотеатров, Ars был вне конкуренции. В 30–е годы Василий Емельянов перекупает еще два рижских кинотеатра — Grand Kino на ул. Лачплеша, 52/54, и Palladium на ул. Марияс, 19."Мною также были сделаны несколько фильмов в Германии, Франции и Латвии" — это последняя строчка в его автобиографии. В личном деле следователем указано, что фирма Ars давала доход 7 тысяч латов в год.

Враг советской власти

Страшной ночью 14 июня 1941 года в его квартиру № 6 по улице Алунана, 2а, пришли работники НКВД и предъявили ордер на арест всей семьи — главы дома, его жены Марии, 22–летней дочери Татьяны и слепой 75–летней старушки тещи. К личному делу приложена опись изъятых вещей: "много ценной мебели, драгоценностей и хрусталя". Основанием для приговора послужило не только то, что Емельянов служил в Белой армии и "враждебно относился к советской власти", но и деловое сотрудничество с германской кинофирмой UFA.

Следователь НКВД делает вывод: UFA являлась официальным прикрытием для "шпионской и подрывной деятельности Емельянова для германской разведки". Усугубило ситуацию и то, что в 1941 году, уже после прихода советской власти, Емельянов с семьей пытался выехать в Германию с последней партией прибалтийских немцев, которым по договору Сталина и Гитлера позволили репатриироваться на родину. Советские власти не дали Емельянову разрешения на отъезд, поскольку он не являлся этническим немцем. Ходатайство немецкого посольства в Латвии относительно его отъезда тоже "пришили" к делу. Приговор самый суровый — расстрел. Однако заменили на 10 лет лагерей.

Василий Емельянов умер в лагере в 1949 году. Дочь Татьяна была освобождена в 1957–м. Девушка была весьма образованной, в ее анкете отмечается, что она знала не только русский, латышский и эстонский, но и английский, немецкий и французский. В лагере Томской области Татьяна была на лесных работах — заготавливала дрова. Позже нашла место помощника бухгалтера. Это ей спасло жизнь.

На родину она вернулась уже сорокалетней женщиной, проживала на ул. Тапешу, 45, и умерла, не оставив потомства. Все кинотеатры Василия Емельянова перешли в собственность города. В последние годы знаменитый Splendid Palace утратил свое значение, так как не смог конкурировать с новейшими финскими предприятиями, и до сих пор городская дума не может решить его дальнейшую судьбу. По последним данным, там планируется устроить музыкальный театр…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!