Вряд ли через сто лет в Риге найдется хоть самый малюсенький переулочек, который будет называться в честь Репше или Шлесерса… Хотя улица, названная в честь бизнесмена, в Риге есть. Это улица Августа Домбровского в Вецмилгрависе. Чем же этот человек, собственно, заслужил такое? Может быть, тем, что о других он думал больше, чем о себе? А прибыль от своей лесопилки тратил исключительно на образование своих рабочих? Иначе как объяснить тот факт, что в начале прошлого века удачливый предприниматель Август Домбровский вложил более 100 тысяч рублей не в прибыльное дело, а в строительство… безалкогольного общества "Зиемельблазма"?

Альтруист по духу

Он мечтал о том, чтобы рабочие, занятые в его бизнесе, были культурными и образованными людьми. Именно поэтому в огромном трехэтажном здании было предусмотрено место и для библиотеки с читальным залом, и даже для театра на две тысячи зрительских мест. Более того, своими собственными руками Домбровский на абсолютно неплодородной почве вырастил роскошнейший парк. С более чем тысячей деревьев и шестью сотнями кустарников, которые высаживались в форме определенных букв.

Жаль только, что все это очень скоро сгорело во время пожара, а самого Домбровского обвинили в скупке оружия и приговорили к казни. Ему с помощью местных рыбаков удалось бежать, на какое–то время он был вынужден уехать из страны. Хотя никогда в жизни Домбровский не занимался политикой и не выступал в сейме. Время было такое — смутное. 1906 год. Но даже после такого чудовищного события, как пожар, он от своей мечты не отказался. Не такой это был человек.

Вернувшись из–за границы, он с еще большим пылом взялся за строительство нового здания "Зиемельблазмы", но уже не деревянного, а железобетонного! С тех самых пор с борта судов, заходящих в Рижский порт, первой видна отнюдь не башня Святого Петра, а именно белый замок "Зиемельблазма".

Имя человека, который принимал самое активное участие в строительстве и работе "Зиемельблазмы", не упомянуто ни в одном документе! На здании нет даже памятной доски. Только очень–очень скромненький памятник в парке, который Домбровский сам когда–то посадил и где похоронен.

А в школу не ходил и дня…

Домбровский слыл большим оригиналом. Однажды он отказался от присвоенного ему ордена. Только потому, что за него надо было платить.

— Эти деньги я могу потратить на более полезные вещи! — объяснил он свой странный поступок. Естественно, что после такого заявления известный бизнесмен прослыл чудаком. Как же иначе можно было относиться к человеку, который большую часть своего капитала тратил на дела, от которых даже не мог ожидать никакой прибыли!

И что интересно, оказывается, сам Август Домбровский в школу не ходил ни дня. Потому что его семья жила в крайней бедности и не было у него такой возможности. Будучи блестяще образованным человеком, читать, писать и говорить на русском и немецком языках он выучился абсолютно самостоятельно. Потому что хорошо понимал, зачем ему это надо.

Может быть, именно поэтому для детей своих работников он открыл детский сад и школу, где обучение было бесплатным, а за еду родители платили по 2–3 копейки. У кого же не было даже такой возможности, тот и вовсе никаких денег не платил. В народе школу назвали "Зеленой".

Более того, он основал специальный фонд, который присуждал стипендии бедным, но очень одаренным выпускникам элементарной школы. Он создал "Буртниеку намс" — своеобразный пансионат для писателей, где одним из первых поселился Кришьянис Баронс. Здесь он, кстати, закончил работу над своим знаменитым собранием дайн.

А какие детские праздники устраивал Домбровский! Говорят, что однажды количество участников праздника достигло 10 тысяч человек. Причем всех в Вецмилгравис доставляли по Даугаве на специально украшенных баркасах.

Кангар — лучший друг

Домбровского считали человеком со странностями. Людей смущало, что он и зимой и летом ходит в расстегнутом пальто и старенькой фетровой шляпе, обмотанный длиннющим вязаным шарфом. Что иногда спит на голом полу. Что питается одними апельсинами и каштанами вместе со своим четвероногим другом — неизвестно где подобранным абсолютно черным пуделем Кангаром. Что боится, чтобы кто–нибудь случайно не угостил собаку костью, и поэтому предусмотрительно запирает своего питомца в комнате. Что дочку лишил наследства, когда она объявила о своей помолвке. А про "Зиемельблазму" говорит, что "она мне дороже собственной жизни". Что основал общество трезвости и сам никогда в жизни капли спиртного в рот не брал. Что карманы его старенького пальто всегда битком набиты конфетами и всякими сладостями, специально припасенными для местной детворы. Что вообще он совсем не такой, как все, — всегда идет вразрез с общественным мнением и делает только то, что ему нравится. Наконец, что сам делает замечательные скрипки.

Скрипичных дел мастер

Как утверждают специалисты, Август Домбровский чуть ли не самым первым в Латвии стал мастерить этот непростой музыкальный инструмент. Знаете, как он определял, какая скрипка получилась? Сажал слушателей в одну комнату, а музыкантов в другую. А потом спрашивал, какая скрипка звучала лучше. И всегда его скрипки по звучанию оказывались самыми божественными. Домбровский даже книгу написал, которая так и называется: "Моя скрипка".

За свою жизнь он создал 1200 инструментов. Жаль только, что теперь вся коллекция скрипок находится за пределами Латвии. Считается, что в Риге есть только два его инструмента — скрипка и контрабас, которые были подарены женой сына Домбровского, известной пианисткой, одному рижскому музею. Кстати, сейчас на продажу в Интернете выставлена одна из скрипок Мастера Августа Домбровского. Кто знает, может, та самая…

Это нельзя купить!

Сегодня здание "Зиемельблазмы", хоть и носит до сих пор гордое имя дворца культуры, представляет собой унылое зрелище. Фасад настолько обветшал, что на него лучше не смотреть. Некогда роскошный дом давно требует капитального ремонта. Если же говорить о парке, то гулять по нему с каждым годом становится все менее приятно — настолько все запущено. Все беседки и павильоны давно сгнили и снесены. А летняя эстрада до такой степени разрушена, что трудно даже себе представить, что когда–то здесь гремели веселые праздники, которые собирали тысячи людей со всей Риги. Действует лишь парочка кружков да библиотека, где и библиотекари, и читатели жалуются на отсутствие тепла. Народная тропа в "Зиемельблазму" потихоньку зарастает. Разве что приходят сюда люди оплатить счета за кабельное телевидение — оно арендует помещение в этом некогда прекрасном здании. Больше из бизнесменов никто не рискует вкладывать деньги в это нуждающееся в больших капиталовложениях здание. Это и понятно, кому же охота иметь дело с муниципальной собственностью? Таких, как Август Домбровский, который все свое состояние отдал своему народу, больше нет. Правда, о таких, как Август Домбровский, можно говорить и думать все, что угодно. Но именно в честь таких чудаков называют площади, улицы и города. И это право ни за какие деньги нельзя купить!

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !