По электронной почте мне пришло письмо от профессора Петера Хантца. Венгр по национальности, он преподавал в университете румынского города Клуж–Напока. Университет, крупнейший и старейший в стране, с 45 тысячами студентов, назван по именам двух ученых, которые его основали — венгр Янош Боляй и румын Виктор Бабеш. Однако когда Петер Хантц изготовил и развесил двуязычные таблички на дверях аудиторий, его уволили с работы!
Подобная история вполне могла бы произойти и в Риге. Поэтому профессор Хантц предложил оповестить об инциденте латвийских русских. Но отчего–то кажется, что у нас ситуация еще хуже. Судите сами: в Румынии венгров 6,6%, а в университете имеется 17 факультетов из 21, где предлагают программы на венгерском языке. На факультете протестантской теологии преподавание ведется исключительно на нем. При этом главный вуз Румынии, конечно же, финансируется государством.

Ситуация с венгеро–румынскими отношениями похожа на нашу и в историческом плане. Трансильвания, в которой рядом с румынами жили венгры и немцы (называвшие Клуж Клаузенбургом), до 1918 года входила в состав Австро–Венгрии. Потом ее присоединили к Румынии. В 1940 (!) опять вернули Венгрии. В 1945–м румыны снова восстановили свой суверенитет над этой территорией. С 1989 года венгры возрождают свою общину. В общем, сплошные параллели.

Казалось бы, в рамках Европейского союза два народа, живущие бок о бок, могли бы найти общий язык. Ан нет — после присоединения к ЕС в Бухаресте опасаются всплеска венгерского сепаратизма, поэтому закручивают гайки. И нам надо помнить о товарищах по несчастью, ведь именно румынский венгр Адриан Северин, посетив Латвию с визитом от Парламентской ассамблеи Совета Европы, критиковал власти за нарушения прав нацменьшинств.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!