Сегодня начнутся решающие переговоры по выдвижению единого кандидата в президенты.
Когда в пятницу "оранжевый" претендент на пост главы государства Марис Риекстиньш собирал журналистов для изложения своей программы действий, он, разумеется, не предполагал, что его соперниками будут исключительно дамы!

И про профессора философии не забудьте!

Итак, к уже известному кандидату в президенты — Сандре Калниете из "Нового времени" в минувшие выходные присоединились Карина Петерсоне (объединение ЛПП–"ЛЦ") и профессор философии Майя Куле, которую хочет видеть в качестве преемника ВВФ Общество латвийской интеллигенции. Сразу же подчеркнем: мнение политически активных латышских интеллигентов не стоит сбрасывать со счета, ведь почти 8 лет назад именно эта группа общественных деятелей первой назвала в качестве будущего президента Вайру Вике–Фрейбергу. И когда партийные претенденты на выборах в сейме пролетели, пришлось воспользоваться кандидатом Общества интеллигентов.

Отметим, что до минувшей субботы все наблюдатели ожидали политической дуэли между Марисом Риекстиньшем и Иваром Годманисом, которого лидеры Первой партии–"ЛЦ" сами называли своим основным кандидатом. Однако в субботу на конференции этого объединения глава МВД и экс–премьер в последний момент снял свою кандидатуру в пользу вице–спикера сейма Карины Петерсоне. Также отказался претендовать на пост главы государства министр по делам семьи и детей Айнарс Баштикс, который тоже числился в кандидатах.

Таким образом, правящей коалиции придется или выбирать между Риекстиньшем и Петерсоне, или.. искать независимого кандидата. Впрочем, в кулуарах власти по–прежнему не исключают, что если ситуация станет тупиковой (партнеры не смогут выбрать из этих двух претендентов), то тогда сам себя в качестве кандидата в президенты может выдвинуть премьер Айгарс Калвитис. Но это, если можно так сказать, аварийный вариант.

Пока же основная борьба развернется между М. Риекстиньшем и К. Петерсоне. Большое значение будет иметь и то, удастся ли этим кандидатам заручиться поддержкой оппозиционных фракций. Понимая это, М. Риекстиньш и К. Петерсоне будут в своих высказываниях крайне осторожны, дабы не отпугнуть ни левых депутатов, ни правую оппозицию в лице депутатов от "Нового времени".

В пятницу Марис Риекстиньш, встречаясь с журналистами, придерживался именно такой тактики — "не навреди себе сам". Он был крайне осторожен в высказываниях, предельно дипломатичен — сказывается 15–летний период работы в МИДе. И все–таки свою позицию по важным и для наших читателей вопросам он обозначил.

Право голоса для неграждан

М. Риекстиньш, как и его Народная партия, не является сторонником расширения прав неграждан. Он считает, что нынешний Закон о гражданстве достаточно либеральный, процедура натурализации довольно простая и негражданам, если они хотят принимать участие в жизни страны, лучше натурализоваться. М. Риекстиньш подобно премьеру полагает, что предоставление негражданам возможности выбирать самоуправления еще больше замедлит темп натурализации.

В то же время М. Риекстиньш одним из своих приоритетов на посту президента видит интеграцию общества. "Народник" постоянно говорит о необходимости сплотить общество, улучшить взаимоотношения между титульными и нацменьшинствами.

Второй претендент от правящей коалиции К. Петерсоне по поводу расширения прав неграждан пока не высказывалась, но, судя по всему, она, как и объединение ЛПП–"ЛЦ" поддержит идею референдума по данному вопросу.

А как же с Россией?

Примечательно, что оба кандидата, говоря о своих внешнеполитических приоритетах, особо выделяли отношения с Россией. И М. Риекстиньш, и К. Петерсоне выступают за развитие отношений с восточным соседом во всех областях. И "народник", и представитель "ЛЦ" поддерживают скорейшую ратификацию пограничного договора. Кстати, на прошлой неделе правящие политики выдумали еще одну уловку — видимо, чтобы утихомирить националов.

Правящие политики заявили, что когда Госдума РФ и сейм ратифицируют пограничный договор, латвийская сторона может затянуть процесс обмена ратификационными грамотами. Ведь только после этой процедуры пограничный договор вступает в силу. Затяжка обмена грамотами объясняется необходимостью дождаться вердикта Конституционного суда по пограничному договору.

Решение ожидается в конце сентября — начале октября. Сразу же заметим, что это крайне опасная игра, какими бы причинами ее ни обосновывали. Очевидно, что умышленная задержка завершения ратификационного процесса вызовет соответствующую реакцию России и Евросоюза, кстати, тоже.

В пятницу журналисты пытались выбить у М. Риекстиньша ответ на вопрос: поддерживает ли он такую задержку ратификации? Но опытный дипломат так и не обозначил свою позицию. "Давайте не будем обсуждать гипотетические вопросы. Дождемся сначала ратификации договора в двух парламентах…" — упорно повторял М. Риекстиньш.

Дела домашние

Обнадеживает то, что оба основных претендента от правящей коалиции все–таки, если станут президентами, собираются больше внимания уделять ситуации в собственной стране. Нынешний президент львиную долю отведенного ей времени на посту главы государства занималась внешней политикой. Хотя внешняя политика — это профессия Риекстиньша, он обещает, используя свое влияние, требовать от правительства решения внутренних проблем. В числе самых горячих проблем ЛР "народник" называет отчуждение общества от власти, недостаток диалога между различными социальными группами, эпидемию наркомании среди молодежи, криминогенную обстановку в городах и селах…

Они не пойдут ва–банк

Примечательно, что и М. Риекстиньш, и К. Петерсоне — не те люди, которые пойдут на открытый конфликт с парламентом и правительством. Все–таки оба кандидата слишком долго работали в системе исполнительной власти, эти люди, если можно так выразиться, плоть от плоти этой власти. Судите сами. М. Риекстиньш 15 лет проработал в МИДе, причем большую часть — госсекретарем, то есть главным чиновником данного ведомства. Сейчас он занимает политико–исполнительную должность — является главой бюро премьер–министра. По образованию М. Риекстиньш юрист, а значит, достаточно педантичен и осторожен.

К. Петерсоне была министром культуры сразу в трех правительствах, советником министра по окружающей среде, министром интеграции, советником председателя парламента, депутатом сейма и Рижской думы. По образованию — филолог английского языка.

Понятно, что оба этих кандидата вполне устраивают нынешнюю правящую коалицию — даже став беспартийными, на посту президента они не станут воевать с остальными ветвями власти. Это уже ясно и из их предвыборных высказываний. Так, М. Риекстиньш заявил, что если бы он уже сейчас был президентом, то не стал бы сразу инициировать референдум по законам о спецслужбах. Сначала он созвал бы внеочередное заседание правительства… "Президенту нужно говорить если ни одним голосом с правительством, то хотя бы в одной тональности", — весьма четко обозначила свое кредо на посту президента К. Петерсоне.

Что ж, выдвижение именно таких кандидатов — это закономерная реакция правящей коалиции на нынешнюю политическую ситуацию. Слишком независимое поведение ВВФ в последние два–три месяца не на шутку испугало правящую элиту и укрепило их в мысли о том, что следующим президентом должен быть более управляемый господин или госпожа.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!