Департамент среды Рижской думы обнародовал документы, из которых следует, что свыше 50 мест на территории города загрязнены нефтепродуктами и тяжелыми металлами. Опасные вещества не только на почве, но и в грунтовых водах.
По словам заведующей отделом департамента Арты Дубавы, среди объектов потенциальной угрозы — территория бывшего аэродрома в Румбуле. Нефтяные загрязнения на участке в 100 800 квадратных метров, а до Даугавы рукой подать.

В "черном списке" OOO Vudisona terminals на Твайка, 39, Rigas TEC-1, локомотивные депо Шкиротава и Засулаукс, котельные Imanta, Vecmilgravis и теплоцентраль Andrejsala Rigas siltums. Нефтепродукты, фенол, тяжелые металлы обнаружены на территории AO BLB Baltijas terminals. Это как раз один из тех терминалов, который собирается увеличить мощности для приема нефтепродуктов. О какой экологической безопасности в масштабах города можно говорить, о какой безопасной транспортировке грузов, если это предприятие не в состоянии навести элементарный порядок в собственном доме. На предприятии Mekor, на Балдонес, 1, в грунтовых водах обнаружены цинк, свинец, на территории комбината школьной и детской мебели на Юркалнес, 1, — фосфат, свинец, нефтепродукты, медь, на предприятии Freja на Флотес, 14, — барий, магний, свинец, цинк, а во владениях текстильного комбината Astotais marts, на Бривибас гатве, 224, — олово и даже мышьяк.

И это — далеко не полный перечень объектов и химических веществ! Например, на бывших свалках на улице Деглава и в Клейсти обнаружены соединения, содержащие аммониак и серную кислоту. На Западе от упоминания любого из наименований "Рижской городской таблицы Менделеева" пришли бы в шок и объявили экологическую тревогу. А у нас в высших эшелонах власти никому до этого нет дела. Иначе как объяснить, что данные о загрязнениях известны много лет и дело не двигается.

– Мы лишь не так давно получили их от государственных институций, — объясняет Арта Дубава. — Дело в том, что раньше выявлять зараженные места и бороться с загрязнениями должны были государственные структуры, сейчас это функция самоуправлений. Не так давно был принят соответствующий закон. Сбагрили все нам, а денег не выделили.

Действительно, муниципалитету есть от чего прийти в ужас. Закон обязывает их не только заниматься санацией уже известных загрязненных участков, но и проводить мониторинг потенциальных источников загрязнения. А все это требует средств. И немалых!

Но если быть до конца объективным, то и город не такой паинька. Прежнему руководству департамента среды еще в прошлом году было известно об изменениях в законодательстве, но господин Янита палец о палец не ударил, чтобы требовать от думы предоставления средства на работы, от которых действительно зависит здоровье всех рижан.

– Немалая часть загрязненных участков — городская земля, сданная в аренду (бензозаправочные станции Shell, Statoil, Neste, Viada, терминалы и т. д) и город будет требовать от арендаторов привести в порядок территорию, — говорит и. о. директора департамента среды Аскольд Клявиньш. — Я лишь недавно в департаменте, поэтому пока хочу войти в курс дела: уточнить, что разрешает нам закон и что мы можем требовать от хозяев или арендаторов. К слову, часть территории была загрязнена и раньше — там находились военные объекты.

Клявиньшу можно сказать спасибо уже за то, что он обнародовал данные. Ни один месяц они лежали "под сукном" на столе его предшественника.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!