По словам депутата сейма от политобъединения "Центр согласия" ("Saskaņas centrs") Валерия Агешина, готовившего эти поправки, внести их необходимо. И чем раньше, тем лучше.

— Жалобы на то, что самоуправления предоставляют жилье, которое, по большому счету, и жильем–то можно назвать с большой натяжкой, исчисляются десятками, если не сотнями, — пояснил г–н депутат. — У чиновников свое видение, ЧТО именно пригодно для проживания. И далеко не всегда это видение совпадает с мнением очередников, которым в предоставленном жилье придется жить. Они ведь хотят получить от самоуправления нормальную квартиру, равноценную той, какую некогда утратили (или которую им грозит утратить)!

А им (и такие случаи отнюдь не единичные и не только в Риге) самоуправление предлагало заселиться в какую–то избушку без окон, без дверей в буквальном смысле этого слова! Предлагаются квартиры в полуразрушенных домах, оставленных еще советской армией, комнаты в малосемейных общежитиях, где условия очень и очень некомфортные, да и контингент не слишком благонадежный с точки зрения морали и здорового образа жизни… Поэтому мы считаем, что понятие "жилплощадь, пригодная для проживания" необходимо максимально конкретизировать. И ужесточить условия в пользу людей, которые волею судьбы вынуждены дожидаться жилья на квартирной очереди.

Одна из главных поправок: любое жилье, которое самоуправление предоставляет жильцу денационализированного дома или просто человеку, потерявшему квартиру, должно быть предварительно обследовано санитарной службой. И эта служба должна дать официальное заключение, что жилье пригодно для проживания.

Кроме того, в понятие "пригодно для проживания" вкладывается также обязательное наличие отопления, электричества, воды — всего того, что входит в понятие "основные услуги". Не говоря уже о таких атрибутах, как окна и двери. Словом, чтобы людям предоставлялось действительно ЖИЛЬЕ, где можно ЖИТЬ, а не какой–то там загон или сарай.

— В принципе, закон дает очереднику право отказаться от конкретного варианта, если он (вариант) его не устраивает, — продолжает г–н Агешин. — И тогда самоуправление обязано подыскать ему что–то другое. Но на практике чиновники нередко начинают психологически давить на человека: дескать, нечего капризничать, бери что дают! Мы же считаем, что работники самоуправления перед тем, как предложить человеку жилплощадь (особенно тем, кто потерял крышу над головой не по своей вине), должны предварительно убедиться, что там можно жить! Для чего норму о том, что предоставляемое жилье должно быть пригодно для проживания, необходимо зафиксировать на законодательном уровне.

Кроме того, я считаю, что в нынешних условиях из закона "О помощи в решении квартирного вопроса" необходимо исключить норму, согласно которой жилец денационализированного дома, получивший так называемое пособие по освобождению жилого помещения, теряет право претендовать на муниципальную квартиру (в том числе квартиру для временного проживания).

Ведь если бы пособие по освобождению жилья в хозяйском доме, которое человек получает в случае добровольного выезда, позволяло купить квартиру — все было бы хорошо. Но в реальной жизни на эти деньги не то что квартиру купить нельзя, иногда даже нельзя оплатить первый взнос по кредиту! Уверен, что было бы справедливо не лишать права на муниципальное жилье людей, получивших пособия, поскольку пособие — особенно при нынешней инфляции и стремительном росте цен на квартиры — не является выходом из ситуации.

Поправки к закону "О помощи в решении квартирного вопроса" депутат намерен подать до конца июня. Правда, не исключает, что хотя сейм в окончательном чтении их и поддержал, но раньше сентября до рассмотрения дело не дойдет.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!