Говорят, за деньги можно купить все. Даже молодость, красоту и здоровье. А можно и потерять, особенно если платишь за заведомо нелегальный, незарегистрированный продукт. Но так хочется верить в чудо, например — в так называемые стволовые клетки, которые, как говорят, омолаживают и излечивают от всех болезней.
Нет проблем!
Правда, наука еще только в начале своего великого пути по изучению их свойств — как полезных, так и опасных. Официальные опыты по использованию стволовых клеток до сих пор ставились только на мышах. Зато предприимчивые люди уже сейчас вовсю рекламируют препараты и процедуры на их основе. Все началось с объявления по радио. Некая фирма предлагала роженицам собирать и замораживать стволовые клетки, извлеченные из пуповины их новорожденного ребенка. Зачем? — подумал "Телеграф", услышав радиопризыв. И как можно распорядиться этими самыми клетками — выгодно продать или, может, омолодиться? Прикинувшись богатой стареющей дамой, я позвонила по указанному в рекламе мобильному телефону: "Вы собираете стволовые клетки? А можно мне их у вас купить? Я хочу омолодиться". Не могу сказать точно, кто именно мне ответил на другом конце провода — может быть, сертифицированный врач, а может, уборщица мимо пробегала и решила приколоться, — но я услышала бодренькое: "Да, можно, нет проблем! Мы вообще хотим начинать что-то такое делать в Латвии со стволовыми клетками".

"С вас и начнем!" Но молодильного снадобья на данный момент для меня не оказалось. Однако девушка быстро меня успокоила: "Вам надо самой искать роженицу и с ней договориться, а мы берем материал во всех роддомах". Со своей стороны она пообещала сделать запрос коллегам в Москву и Санкт-Петербург, так как в Латвии фирма еще омолаживанием ни разу не занималась. Я "испугалась", что мне придется куда-то ехать, но меня опять утешили: "Мы сделаем вам все в Латвии, просто пока мы только собираем эти клетки и сохраняем. Но мой коллега — парень толковый, я ему позвоню, там методы разные, стволовые клетки даже рекомендуется вводить в вену, и они восстанавливают весь организм, в том числе омолаживают. В Латвии тоже надо начинать этим заниматься, некому взяться за это, а мы пока отрасль ставим на ноги". Я выразила сомнения, что мне удастся так быстро найти подходящую роженицу, которая согласится отдать мне за "большие деньги" пуповину своего ребенка. Потом блеснула знаниями, почерпнутыми из Интернета, и спросила, нельзя ли использовать для моего омоложения абортивную ткань? "Да, можно, — был ответ. — Но это очень большой риск раковых заболеваний, ибо клетки несозревшие, неизвестно, как они себя поведут в вашем организме". И девушка подробно рассказала мне о технологии извлечения стволовых клеток из убиенных нерожденных младенцев (видимо, она уже давно отработана) и о трудностях, которые меня ожидают. По ее словам, это обойдется мне дороже — желающую сделать аборт мамочку надо еще найти, уговорить, проверить на всякие инфекции. Цитирую по диктофонной записи: "Это не аборт, на 6-й неделе беременности дается специальное, очень дорогое лекарство, потому что плод нельзя измельчать, надо, чтобы он целый вышел, — это как выкидыш делается. Можно рискнуть только в том случае, если у вас уже диагностирован рак, вы прикованы к постели и вам нечего терять".

Ни сном ни духом В примерно такой ситуации, к сожалению, и оказалась мать моей приятельницы — у нее злокачественная опухоль. Так вот, буквально на днях некие доброжелатели предложили ей купить несколько ампул, в которых, как они утверждали, находятся стволовые клетки. Значит, явление приобретает широкие масштабы, подумала я. Стволовые клетки предлагают направо и налево. А что же скажет по этому поводу наше официальное здравоохранение? Может быть, деятельность подобных фирм вполне законна и предлагаемые препараты не опасны, а очень полезны для здоровья? И я позвонила в Минздрав от лица хоть и богатой, но "простой латвийской женщины", желающей узнать, как не стать жертвой экспериментаторов от косметологии. Не берусь подсчитать, сколько же департаментов в данном министерстве. Но с телефона на телефон меня "гоняли" часа два, в том числе и в отдел международных отношений. Причем у меня сложилось стойкое ощущение, что в этом ведомстве не только не подозревают о возможности использования стволовых клеток, но даже и слова-то такого никогда не слышали! Сначала я позвонила на контактный телефон и сказала, что мне нужна консультация. После долгого рассказа о том, что мне предложили ввести в вену те самые клетки, мне дали телефончик директора департамента медицинского оборудования г-на Дебриса.

Поросеночком станешь

"А у нас в Латвии вообще можно собирать стволовые клетки?" — робко осведомилась я. "Много что можно, — грустно заметил г-н Дебрис. — Я бы с такими фирмами, которые только что-то собирают, не связывался. Надо вам узнать про эти технологии в какой-нибудь медицинской фирме, с тканями организма все не так просто. Как вы говорите, эти клетки называются?" "Стволовые, — старательно повторила я. — Ну те, которые из пуповины новорожденного ребенка берут". "Из пуповины, да? Хм… — задумался г-н Дебрис. — Ну клетка, вы ж понимаете, там же надо совместимость тканей, группы крови, это не так просто. Не знаю, не знаю… Вам тогда надо позвонить и узнать, зарегистрирована ли такая технология. Этим занимается другой доктор — Валдис Микажанс. Если зарегистрирована, то он вам все скажет, а если нет — я своему знакомому не рекомендовал бы с такими связываться. Они могут из желания заработать ввести вам черт знает что — не от ребенка пуповину, а с мясокомбината, от поросенка возьмут. Хотя поросенок тоже очень близок к человеку".

Это вам не хиханьки

До г-на Микажанса я так и не смогла дозвониться, зато связалась с директором департамента общественного здоровья Айнаром Чивчсом. Внимательно выслушав "простую латвийскую женщину, желающую омолодиться", г-н Чивчс сначала заразительно засмеялся, а потом сказал: "Ну-ну… Нет, это невозможно, такой врачебной технологии в нашем государстве нет, этот метод не зарегистрирован. Так что все это делается нелегально, и мы не можем вам дать никаких рекомендаций насчет эффективности и безопасности". "А как же тогда они могут предлагать такие услуги и рекламировать их по радио?" — искренне удивилась я. "Нормально, — заверил г-н Чивчс. — Вы же смотрите рекламу, где вам рассказывают, что, скушав одну таблетку, вы похудеете на 20 кг за 2 недели? И все мы верим". Естественно, я поинтересовалась, а не должно ли Министерство здравоохранения контролировать подобные услуги, оберегая мое здоровье? Ведь не каждая дамочка окажется такой настырной, чтобы два часа обрывать министерские телефоны, а пойдет и вколет себе неизвестно что. "Ну как мы можем знать, что они делают такое? — удивился директор. — Вот вы позвонили. Если бы вы сообщили, что вам сделали то-то и то-то, мы сразу обратились бы в свою инспекцию, которая проводит проверки и отвечает за Закон о врачебной деятельности. А пока, если вы дадите название фирмы и адрес, мы сделаем запрос в инспекцию, пусть они посмотрят, что там и как".

Гости из будущего Я решила не рисковать своей жизнью и не доводить дело до того момента, когда департамент общественного здоровья сможет проверить, что же мне там вкололи. И адресочек не назвала — его и так достаточно хорошо знают во многих медицинских учреждениях. Ведь официально фирма только собирает стволовые клетки. И везде ей — зеленый свет. Государственный донорский центр, например, готов даже предоставить свои морозильники для хранения собранного материала. "У нас была с ними устная договоренность где-то года два назад о том, что они могут арендовать наше устройство со сверхнизкой температурой, которое работает на азоте, — сообщила "Телеграфу" директор донорского центра Гита Немцева, как только я назвала адрес фирмы. — Собирают, замораживают и хранят стволовые клетки — если, не дай бог, ребенку в будущем понадобится лечение". Главный гинеколог Рижского роддома Даце Резенберга также подтвердила факт сотрудничества: "Была реклама в различных журналах. Стволовые клетки — это будущее. Возможно, таким способом можно будет лечить многие болезни. Если роженица хочет, она идет в фирму, заключает договор и получает специальный контейнер. Когда она рожает, мы сами собираем плацентарную кровь — с фирмы приходили, специально обучали этому акушерок. Потом они приезжают, забирают контейнер и транспортируют в Польшу".

Нет ладу в медицинском королевстве

Однако эксперта-гинеколога Инспекции по контролю за качеством медицинских услуг и экспертизы трудоспособности (MADEKKI) Майю Зариню такое сотрудничество очень удивило. "Собирать и замораживать плацентарную ткань можно было только до середины 80-х годов, — сообщила она "Телеграфу". — А сейчас ее должны уничтожать". Доктор обещала все выяснить и прокомментировать ситуацию через несколько дней.

Так мы и не поняли из ответов официальных лиц, можно или нельзя запасаться стволовыми клетками в Латвии, уж не говоря о том, чтобы ими омолаживаться. Толковый ответ мы смогли получить только от пластического хирурга Таливалдиса Круминьша, к которому обратились за советом. "Применение эмбрионных клеток как легальный метод может быть использовано только в том случае, если кровь берется и замораживается для самого ребенка в будущем, — пояснил врач. — Это легализованная и зарегистрированная в Евросоюзе технология. Использование их для другого человека уже вызывает подозрение, они могут быть несовместимы, это могут быть не живые клетки, а какой-нибудь экстракт, который если не навредит, то и не даст ничего. Если в Латвии кто-то предлагает вколоть какие-то клетки — это не просто обман, но и очень опасная вещь. Против этого борются во всем мире, к таким вещам надо относиться очень осторожно, так как наука только в самом начале пути использования стволовых клеток".

P.S.: Когда этот материал уже был готов к печати, нам позвонила директор фирмы Activision Life s.a. Гита Ганге, которой, по ее словам, главный гинеколог роддома Резенберга по горячим следам сообщила, что "Телеграф" интересовался, может ли кто-то забирать плацентарную кровь во время родов. "Мы собираем кровь при родах, наша технология зарегистрирована в Латвии, — объяснила г-жа Ганге. — Мы выделяем стволовые клетки, замораживаем их для этого же человечка, если родители заключают с нами договор. Они за это платят. У нас есть разрешение департамента медицинских технологий, что в Латвии можно забирать клетки из крови ребенка при родах".

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !