Торговые обороты пивоваров поползли вниз: за первые 8 месяцев этого года предприятия, входящие в Латвийский союз пивоваров, реализовали 93,77 млн. л хмельного напитка. Причем лидер рынка — компания Aldaris — продал только 37,74 млн. л пива, и это на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года. Кто виноват и что делать, "Телеграфу" рассказал президент Союза пивоваров Латвии Янис Дуклавс.
Почему "просел" рынок

— Похоже, на работу пивоварен повлияло холодное лето, отбившее охоту пить прохладительный напиток?

— Это не единственная причина, по которой рынок заметно "просел". Взять хотя бы весенний период — традиционный сезон лицензирования. Многие пивные точки вообще брали паузу в своей работе в мае, поскольку толком не знали, что их ждет в Евросоюзе. Долго мы сражались и в Сейме за существование летних кафе, ведь в теплое время года люди предпочитают пить пиво на открытом воздухе. Все эти моменты надо сложить вместе, и получится нынешний негативный результат.

— Возможно, еще одна причина заключается в том, что пиво приравняли к крепким спиртным напиткам и запретили им торговать по ночам?

— Конечно! Имеются данные, что люди больше всего пиво покупали вечерами по возвращении с работы, а сейчас этого сделать не могут.

Иностранцы не помеха

— А иностранные пивовары, которые приходят в Латвию со своим продуктом, сильно мешают торговать местным производителям?

— Нет, в Латвии очень мало импортного пива.

— Но литовцы недавно объявили, что удвоили свой экспорт, в том числе и благодаря латвийским любителям пива.

— Литовцы все делают через наши компании. Через Сesu alus и Lacplesa alus к нам приходит очень много литовского и эстонского пива. На месте эти компании производят только 15-20% от реализуемой ими продукции. Не секрет, что на рынке импорта лидируют именно эти две страны. Однако и наши компании также больше всего вывозят свой продукт в Литву и Эстонию.

Балтия как один рынок

— Ходят слухи, что Lacplesa alus скоро будет продан иностранцам — одной из крупнейших скандинавских компаний The Danish Brewery Group. Это единственная возможная в будущем сделка с инвесторами из-за рубежа?

— Интерес к нашим компаниям наблюдается постоянно. Потому что нас не рассматривают как рынок трех разных государств — Литвы, Эстонии, Латвии. Они видят нас в целом как Балтию. Поэтому у иностранного инвестора появляется желание ввести своеобразное разделение труда — прикупить что-то в Латвии как филиал по производству, например, кваса, а в Литве изготавливать какой-то другой качественный продукт. Оборудование ведь очень дорогое, разливной аппарат стоит больше миллиона латов. Это сколько пива надо продать, чтобы вернуть такие деньги!

— А как обстоят дела с экспортом нашего пива? Эстонцы недавно высказывали опасения, что латвийцы завалят их рынок…

— Статистика говорит, что в 2003 году наши пивовары все вместе продали 513 тыс. декалитров пива. Это очень мало: ровно столько, сколько нормальный завод может произвести за один квартал. И в этом году цифра не увеличится, а будет даже меньше.

— Что стало причиной неудач Aldaris?

— Я не считаю корректным это комментировать.

Латвийцы перешли на крепкое

— Какому пиву отдают предпочтение латвийцы? По результатам проведенного недавно исследования, больше пьют крепкого пива.

— В данный момент ситуация именно такая. Летом пьют напитки полегче, а обычно предпочитают 5- и 6-процентной крепости.

— Похоже, что главными конкурентами латвийских пивоваров являются не их зарубежные конкуренты, а соотечественники, производящие крепкие напитки вроде водки, коньяка. Как с годами меняются гастрономические пристрастия наших жителей?

— Уже имеются предварительные данные о том, что после введения нового закона возросло потребление крепкого алкоголя, а пива, в свою очередь, как видите, — уменьшилось. До сих пор было наоборот.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!