В последний путь солдат проводили торжественно, с прощальными речами. На церемонии захоронения присутствовали послы России, Белоруссии и Украины. Во многом благодаря помощи российского посольства и осуществляются работы по поиску останков солдат, погибших во Второй мировой войне. Ветераны войны, присутствовавшие на захоронении своих товарищей по оружию, не могли сдержать слез. Найденные и похороненные в Ропажи бойцы — это результат работы поисковых отрядов за 2001 год. В последнее время они обнаружили останки еще около сотни воинов, но их похоронят позже. Пока же осуществляется посильная идентификация останков.

Новая смена

Почетный караул у могил несли молодые ребята из отряда "Витязь". К поиску павших солдат они приобщились недавно. "Осенью прошлого года я про- читал объявление в газете о том, что проводится набор в поисковый отряд. Мне это показалось интересным, и я пришел. В нашем отряде сейчас 9 человек. Мы уже 4-5 раз были на раскопках", — рассказал "Телеграфу" молодой поисковик Дмитрий Воронов. Но есть в поисковом войске и старые умудренные опытом кадры. Их возглавляет Талис Эшмитс. Что интересно, почти все "старики", которые ищут останки советских солдат, — латыши. Почему, спросил я у Талиса. Он ответил просто: "Русскими никто не занимается. Обидно за парней".

Нужна подготовка

Опытные поисковики в прошлом прошли хорошую армейскую подготовку. Они — костяк отряда. К приходу в отряд молодых ребят, не прошедших предварительной подготовки, они относятся осторожно, справедливо считая, что их работа небезопасна.

"Работа по поиску павших солдат считается очень опасной. Вот недавно мы обнаружили тела солдат, они были заминированы. Такое нечасто встречается, но бывает. По-видимому, дело было так. Немцы выбили из окопа русских. Заняли его. Там остались погибшие солдаты. Потом русские пошли в контратаку и немцы заминировали в окопе тела солдат. Но, видимо, русские прорвали оборону немцев в другом месте, а тела так и остались лежать в окопе заминированными.

У саперов своих дел бывает по горло, поэтому нам приходится самим заниматься разминированием. Бывает, что солдат погиб в момент броска гранаты. Чека выдернута, он так с гранатой и остался лежать. Кто знает, когда ты его достаешь, взорвется она или нет. Времени все-таки много прошло", — поделился опасениями Виктор Лелис.

Солдатское братство едино

Еще одна большая проблема поисковиков — идентификация. Опознать одного солдата из 20 — уже хорошо. Основное затруднение в том, что в конце войны в советской армии перестали использоваться солдатские жетоны, где была исчерпывающая информация. Поэтому идентификация возможна только если у солдата или офицера найдено табельное оружие или боевые награды, но, как правило, все это успевают разворовать "черные" старатели. Так или иначе, но поисковикам приходится иметь дело с "черными" старателями: несмотря на то, что цели и задачи у них разные, иногда последние оказываются полезны. Сообщают поисковикам, где ими было обнаружено большое скопление костей.

"Недавно к нам поступило сообщение из Польши, где местные поисковики обнаружили останки погибших из 15-й дивизии SS, которая состояла из латышских легионеров. Также наши псковские коллеги находили тела легионеров. Пока особого интереса со стороны легионерских организаций нет, но в принципе мы не против привезти этих солдат в Латвию и похоронить их на родине. По большому счету, солдатское братство едино, мы и сами бывшие солдаты", — сказал Виктор Лелис.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!