Г-жа Менцен вышла замуж за гражданина Германии и обнаружила, что ее новая фамилия, в свидетельстве о браке записанная как Mentzen, в латвийском паспорте преобразилась в Mencene. В полном соответствии со статьей Закона о государственном языке и правилами Кабинета министров, претворяющими в жизнь принцип "латышизации" имен и фамилий.

Женщина посчитала государственное вмешательство в такой интимный вопрос, как выбор фамилии, неуместным и обратилась к юристам. Юта Менцен оспаривает не действия отдельных чиновников, а собственно закон, который дискредитирует ее право на самоидентификацию.

Местные правозащитники придают этому делу большое значение. На сегодняшнем заседании, в частности, собираются присутствовать эксперты Государственного бюро по правам человека. Как рассказала юрист бюро Лига Биксиниеце, интерес велик уже потому, что это первый иск, поданный физическим лицом после вступления в силу июльских поправок к Закону о конституционном суде.

Кроме того, к "языковой" теме в Латвии проявляют откровенный интерес зарубежные эксперты. "Ситуация очень спорная, — говорит г-жа Биксиниеце. — С одной стороны, государство имеет право определять, что будет записано в его документах. А с другой — это нарушение личных прав человека".

Впрочем, считает юрист, если взвесить все "за" и "против", чиновники вполне могли бы пойти на небольшую лингвистическую уступку. Выражаясь юридическими терминами, это ограничение "не пропорционально": для государства две буквы в паспорте одного человека ничего не изменят.

По словам руководителя Центра по правам человека и этническим исследованиям Нила Муйжниекса, этот пример хоть и не такой драматический, как с семейством Шишкиных, чья фамилия в латышской транскрипции (Siskina) полностью утратила любой намек на приличие, но тоже показательный.

"Языковое" законодательство в Латвии г-н Муйжниекс считает проблематичным в целом. "Противоевропейских" норм полно. Как правозащитник я, к примеру, не согласен с нормами, устанавливающими ограничение для СМИ на вещание на своем языке. Мне не нравятся языковые требования к кандидатам в депутаты", — заявил он.

Беспокойство специалистов в области защиты прав человека считает необоснованным глава парламентской Юридической комиссии Линардс Муциньш. Он болеет не только за закон как депутат, но и за собственно латышский язык как профессиональный филолог.

В попытках оспорить право на немецкую фамилию он видит прямую угрозу государственности. "Все в порядке и с законом, и с языком. У всего есть своя логика, которую нельзя нарушать. Если хотим сохранить свою культуру, нельзя слепо копировать имена из чужих языков", — осудил он юридические притязания г-жи Менцене.

Завтрашнее решение, как считает депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Борис Цилевич, продемонстрирует профессионализм латвийского Конституционного суда. "На примере хозяйственных разбирательств суд показал: он является абсолютно юридическим органом. Посмотрим, что будет с делом, имеющим "политический" подтекст".

Председатель Конституционного суда Айгар Эндзиньш пока воздержался от комментариев, отметив только, что если суд признает норму закона противоречащей конституции, она навсегда будет изъята из оборота.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!