Известный "бунтарь", председатель Общественного Совета по надзору за деятельностью предприятий самоуправления Сергей Степанов написал открытое письмо Регулятору общественных услуг, адресованное г-ну Страздсу.
Ссылаясь на ворох законов, г-н Степанов задает множество вопросов. Суммируя их все, автор письма приходит к, казалось бы, парадоксальному выводу: при сложившейся ситуации квартиросъемщики лишены возможности на законных основаниях оплачивать оказываемые им услуги. Газета пригласила г-на Степанова в гости.

Анархия — мать порядка!

– Надо понимать, Вы держите данное горожанам обещание и теперь окончательно готовы сказать что-то новое. И хотя, признаться, вопросы вокруг тарифов на тепло порядком набили оскомину, объясняйте буквально на пальцах. Судя по тону открытого письма, Вы не собираетесь мириться с нынешней ситуацией…

– Начнем сначала: с интервью г-жи Строде, данного вашей же газете. Есть там, в частности, и такие строки: "Дума руководствуется существующим законом "Об аренде жилых помещений", основываясь на п. 11 прим. 3: оплату за соответствующие услуги (метры) определяет тот, кто их предоставляет, то есть "Теплосети". Стоимость мегаватта определяет Регулятор общественных услуг". Главная мысль: дума к увеличению тарифов на тепло не имеет отношения и утверждать их не должна. Так, по мнению г-жи Строде, гласят законы. Для начала откроем "Закон о самоуправлениях". Читаем: "Дума правомочна рассмотреть любой вопрос, находящийся в ведении самоуправления. К тому же ТОЛЬКО дума может… определять, если это не запрещено или определено законом, плату за… поставляемую самоуправлением теплоэнергию".

Идем дальше. Г-жа Строде ссылается на упомянутый выше закон "Об аренде жилых помещений", еще точнее, пункт 11 прим. 3: "Плата за (упомянутые) услуги устанавливается оказывающим соответствующую услугу лицом…" То есть, делает вывод г-жа Строде — предприятием "Теплосети". Но ведь это не конец фразы. Далее следует: "… с соблюдением тех нормативных актов, которые регламентируют порядок оказания соответствующей услуги". Читаем Правила Кабинета министров № 133, изданные в СООТВЕТСТВИИ с нужными нам пунктами… 11 прим. 3 закона "Об аренде жилых помещений". Смотрим ст. 6: "Если расходы на услугу рассчитываются без надлежащим образом проверенных измерительных приборов, с использованием методик расчетов, квартиросъемщик рассчитывается за это с поставщиком услуги или арендодателем в порядке, установленном настоящими правилами: постановлением самоуправления об оказании конкретной услуги или договором аренды". Четко и ясно: квартиросъемщик платит поставщику услуги или арендодателю, то есть самоуправлению. Поставщику услуги мы платим только в том случае, если, цитирую, "в договоре об аренде жилых помещений квартиросъемщик с арендодателем приходят к соглашению, за какие услуги первый платит самостоятельно и за какие — при посредничестве арендодателя".

– Другими словами, при наличии договора?

– Совершенно верно. Которого с поставщиком услуги у нас нет. Значит, платить мы должны не поставщику теплоэнергии, а арендодателю. Что и требовалось доказать. Проще говоря: документов, законодательно регламентирующих стоимость отопления одного квадратного метра, не существует, следовательно, в соответствии с законом, "установить плату за поставляемую САМОУПРАВЛЕНИЕМ теплоэнергию может ТОЛЬКО дума". Поскольку наши "Теплосети" есть SIA, где весь капитал принадлежит городской думе, именно дума должна утверждать расчет оплаты одного квадратного метра, потому как, повторимся, "расходы рассчитываются без надлежащим образом проверенных измерительных приборов" и "Теплосети" к нам не имеют прямого, узаконенного на бумаге, отношения.

– Кто является лицом, оказывающим общественную услугу?

– В "Законе о Регуляторах общественных услуг", ст. 4 ч. 1 сказано, что таким лицом "является предприниматель, который, находясь на конкретном рынке в исключительном экономическом (хозяйственном) положении, в регулируемых отраслях оказывает конкретные услуги и деятельность которого регулируется согласно настоящему закону". Дума может передать функцию расчета стоимости одного квадратного метра отопления Регулятору, но она этого не сделала. Регулятору эта головная боль, понятно, тоже не нужна. И всех устраивает анархия! Обратите внимание: мы не говорим о правомерности величины тарифа, мы говорим о законности порядка введения платы за квадратный метр отопления. Я желаю, чтобы этот порядок был введен законно, с одной единственной целью: чтобы знать, с кого спрашивать. Сегодня эта плата незаконна! Делай что хочешь! Кто рассчитывает, как рассчитывает, по какой методике — ничего не ясно.

Цена за килограмм

– Прошел слух, что в настоящее время Регулятором разрабатывается методика пересчета мегаватт-часа в квадратные метры?

– Верно. Имеет место даже некоторое сотрудничество. Однако важен другой вопрос: кто эту методику утвердит? Вдумайтесь: разрабатывается методика, по которой каждый житель сможет рассчитать, сколько ему нужно платить за квадратный метр. Как вы думаете, кто ее, по всей видимости, будет утверждать? Думаю, что городская дума.

– Так в чем же дело? Отчего не утвердить январскую оплату за отопление?

– Вот и спросите об этом г-жу Строде или г-на Страздса. Получается так: уважаемые горожане, сегодня стоимость, пока нет методики, вот такая. Когда она будет утверждена думой, мы это дело узаконим.

– Когда разговор заходит о сравнительном анализе, получается, что Даугавпилс в переводе стоимости мегаватта на квадратные метры впереди "планеты всей". Г-жа Строде утверждает, что сравнение с малыми городами некорректно.

– Сегодня проходят семинары старших по дому. Недавно выступал председатель одного из крупных рижских кооперативов. Там в пересчете на квадратный метр люди платят тридцать сантимов. Г-жа Строде объявила, что в Риге платят до одного лата! Это говорит о исключительном непрофессионализме различных советников нашего мэра. В центре Риги стоимость обогрева одного квадратного метра, действительно, доходит до одного лата. Нюанс в том, что для отопления квартиры с высотой потолков два с половиной метра и четыре метра нужно разное количества тепла. Поскольку там стоят счетчики тепла, люди и платят больше. Об этом я и говорю: покажите методику расчетов! У нас люди, живущие в обычных "стандартных" домах, попросту оплачивают часть тепла людей, живущих в "нестандартных" домах. Очередной раз: бедные платят за богатых!

Г-жа Строде утверждает, что расчеты должны производить "Теплосети". Мы уже с вами выяснили, что стоимость услуг монополиста, коими являются "Теплосети", должен определять Регулятор. Тогда какой в этой институции смысл? Регулятор устанавливает стоимость за мегаватт, "Теплосети" — за квадратный метр, отчего еще кому-нибудь не установить свою цену за "килограмм" вбитых под дом свай? Регулятор "проглотит" и это. Разве мало примеров, когда стоимость мегаватт-часа выше, чем у нас, а стоимость отопления квадратного метра ниже? Или в этих городах себе в убыток расценки устанавливают? Сравнение с малыми городами некорректно? Как раз наоборот. Там меньше домов, зарплат, затрат, прогнивших труб. Если бы у нас велась реконструкция, тогда понятно: ребята, мы вкладываем деньги в новые коммуникации, пардон, давай потуже затянем пояса. Один раз вложим — и будем спокойно жить! Как в Вентспилсе — городе, который был взят г-жой Строде в пример. Там цифра меньше, а заменены все сети и модернизирована тепловая станция.

– Вентспилс в прошлом году из госинвестиций получил на эти нужды полмиллиона латов! Кажутся совершенно справедливыми в том интервью слова г-жи Строде о том, что "все мы являемся заложниками прежних "хозяйственников", еще два-три года такого застоя — и городу конец!"…

– Это уже другой вопрос. Я пытаюсь уловить хоть какую-то логику в действиях нынешних властей. Вы же пытаетесь меня спросить: откуда взять деньги, куда идут деньги? Власть не знает — вот в чем дело! А я знаю. В одном из разговоров, который состоялся при Вас, начальник "Теплосетей" г-н Даугелис сетовал на то, что еще при г-не Видавском на текущий ремонт теплосетей и котельных были потрачены сотни тысяч латов, и никто не может понять, на что именно. Концов не найти!

– И все-таки: откуда берется конкретная цифра за отопление?

– Да просто с потолка! Причем делается все, чтобы ни за что не отвечать!

– Вы, надо понимать, так и не платите за отопление?

– В силу новые тарифы вступили 15 января. До 1 февраля этого года в стране действовали Правила Кабинета министров "Процесс административных актов", где сказано: "Административный акт не в силе, если он толкает адресата на совершение нарушения правовых норм". Мой поступок продиктован исключительно одним обстоятельством: поскольку никакого договора с "Теплосетями" у меня нет, городская дума, не утверждая стоимость отопления одного квадратного метра, нарушает правовую норму, определенную рядом законов, и толкает меня на нарушение этих законов. Мой поступок — не блажь, а лишь желание защитить самого себя, потому как незнание законов не освобождает от ответственности. Никого.

Кто пришивает пуговицы?

Редакция газеты решила обратиться за комментариями к главе Регулятора общественных услуг г-ну Страздсу.

– Скажите, пожалуйста, кто конкретно отвечает за нынешнюю цифру 0,498 сантима за обогрев одного квадратного метра? Ее никто пока не оспаривает. Просто скажите, кто.

– "Теплосети". Они подготовили проект тарифа и обосновали его, дали возможность нам с ним ознакомиться. Мы же утвердили тариф за мегаватт-час. Ранее Кабинетом министров были разработаны нормативные акты, специальные формулы, которыми занимались бухгалтера, экономисты "Теплосетей". Сегодня эти акты уже не в силе. Чтобы заполнить эту брешь, "Теплосети" при содействии Регулятора к настоящему моменту разработали свою методику. Было бы правильным, чтобы эту методику утвердила дума.

– Согласны ли Вы, что утвержденная цифра за квадратный метр (поскольку счетчиков на тепло нет) может быть различной в разных домах?

– Да.

– Нынешняя цифра разработана по старой методике?

– По той же самой. Теоретическая часть не изменилась. Новая методика довольно формальна, учитывает лишь некоторые нюансы. Так сказать, по просьбе трудящихся.

– Хоть убейте, непонятно: зачем все-таки нужна новая методика?

– Для формальности. Чтобы никто не мог спросить, откуда берутся такие цифры.

– Газету как раз и интересует: откуда эти цифры берутся?

– Вычислены… Арифметически…

Вот и вступили мы в ЕС. И ничто почему-то не изменилось. Все старо, как мир. Словно вчера выступал шепелявый герой Райкина, обвиняя советскую узкую специализацию. Один, говорит, коронки штампует, другой пилит, третий одевает, а за дикцию — никто не отвечает! Никто не желает признать очевидное. В государстве достаточно законов, чтобы отрегулировать любую проблему в этой области, нужно просто уметь их применять! Но то ли не знают, то ли скрывают… Регулятор утверждает только тариф, "Теплосети" вычисляют стоимость отопления квадратного метра, умным бухгалтером высчитанную, дума вообще ничего не утверждает. Куда уходят деньги — никто не знает! С кого тогда спрашивать? И опять народ обращается в газету. И опять идут запросы. И опять все возвращается на круги своя. И вновь чиновники стоят насмерть, как пуговицы в монологе Аркадия Райкина. "К пуговицам претензии есть? Лично я пришивал пуговицы", — говорит г-н Страздс. "Нет, пришиты насмерть, не оторвешь!" Один гульфик пришивает, другой — рукава, а за качество отвечает главный бухгалтер… Разве не кино?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!