"Медицинская система в Латвии быстро стабилизировалась", — на днях гордо заявил глава минздрава Гундарс Берзиньш. Если такая "стабилизация" продолжится еще какое–то время, то действительно в латвийском здравоохранении наступит тишина и полная стабилизация — как на кладбище. Поскольку работать в медицине будет просто некому, и функции медслужбы сразу возьмут на себя похоронные агентства.
Нет, мы не преувеличиваем — ситуация с медицинскими кадрами в нашей стране близка к критической. Удивительно, но факт: два года реформы, которую энергично проводил министр Г. Берзиньш, фактически никак не затронули систему доступной медицинской помощи. В Риге к семейным врачам очереди растягиваются уже не на две недели, как было до реформы, а… на три. Многие же пациенты вообще не доживают до того момента, как им пришлют расшифровку кардиограммы, которую они сделали… месяц назад! Семейные врачи в столице загружены так (у некоторых врачей по 2500 пациентов!), что просто не в состоянии ни обследовать больного, ни назначить ему эффективное лечение. Максимум, на что способны измученные эскулапы, — выписать рецепт на те или иные лекарства.

Отметим, что брать семейных врачей практически неоткуда. С каждым годом количество выпускников медицинских вузов сокращается, при этом пожилые врачи уходят на пенсию или в мир иной. А медики среднего поколения или уходят в фармацевтический бизнес (там заработки несравнимо больше), или уезжают за границу. По неофициальным данным, только в этом году из Латвии эмигрирует не менее 100–150 врачей! Примерно столько же медсестер тоже планируют трудоустроиться в богатых странах ЕС, где людям в белых халатах за неделю работы платят столько, сколько у нас врачи и медсестры не заработают и за три месяца.

Но если в Риге дефицит медиков наблюдается только в системе первичной медпомощи (семейные врачи), то в провинции просто катастрофическая нехватка узких специалистов. Многие регионы, особенно Курземе, куда выпускники рижских медфакультетов не очень–то стремятся, выходят из ситуации только за счет медиков–пенсионеров, которые из последних сил продолжают оперировать острых и плановых больных. Если пенсионеры решат повесить свой белый халат на крючок, то… лечить во многих региональных больницах будет просто некому! Во многих провинциях местные самоуправления готовы хоть сегодня пригласить на работу врачей из соседних России и Белоруссии, более того, оплачивать этим врачам переводчиков — с русского на латышский! Только бы приехали сюда лечить местный люд!

Как известно, последние годы наши чиновники от медицины были заняты не решением проблемы подготовки и привлечения медперсонала, а… реализацией так называемого "мастер–плана". Суть которого — вложить бешеные деньги в медицинскую инфраструктуру. Нет, конечно, развивать медицинские технологии тоже крайне необходимо, но какой смысл это делать без решения проблемы с персоналом? Кто будет на этой медицинской аппаратуре работать?

На подготовку молодого врача уходит не менее 10 лет! 6 лет — учеба в вузе и затем еще 4 года — уже специализация по выбранному медицинскому направлению и получение сертификата. Таким образом, быстро за счет местного населения устранить острый дефицит медицинских работников не удастся. А значит, нам придется приглашать медиков из ближнего зарубежья… или из стран третьего мира. Кстати, два врача из арабских стран — Ирана и Ливана — у нас уже получили разрешение на работу. Впрочем, учитывая бюрократические препоны, которые созданы в Латвии для гастарбайтеров, еще не факт, что к нам будут рваться российские, белорусские и даже иранские врачи. Отметим, что нынче медики востребованы в любой богатой стране ЕС. Только одна Британия готова принять несколько сотен врачей! Всего же в богатых странах ЕС насчитывается более 2 тысяч вакантных мест врачей и вдвое больше вакантных мест медсестер. Нет сомнений, что часть этих вакансий будет заполнена латвийскими эскулапами. Кстати, многие наши врачи уже открыли свои доктораты или получили места ведущих специалистов даже в относительно далеких Греции и Кипре!

Слишком долго латвийские медики ждали, когда государство о них позаботится. И в итоге их терпение лопнуло. Правда, и на чужбине они без своих земляков не останутся, ведь и представители других профессий тоже бегут из Латвии с такой скоростью, как будто завтра война. Так что у наших врачей за границей всегда будут "свои" пациенты. А что будет с теми больными, которые остались здесь? Им придется… восторгаться мастер–планами и радоваться "быстрой стабилизации".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!