Сотрудники Центра по защите прав детей вскоре будут работать под открытым небом. Дело в том, что исполнительный директор Риги Эрик Шкапарс решил прогнать их из здания на Аусекля, 3, на которое уже давно положили глаз богатые мира сего, которые мечтают обрасти недвижимостью в выгодном месте города.
Если мэр столицы Айварс Аксенокс поддержит инициативу чиновника, молодым придется решать проблемы сверстников, сидя чуть ли не на улице. Ирония судьбы, ведь центр помогает людям, которые попали в трудные жизненные ситуации, разбирает в том числе вопросы предоставления жилья семьям и детям, выселенным из квартир. А теперь и сами правозащитники оказались выселенцами…

Кого гонит Шкапарс?

За поддержкой в "Вести Сегодня" обратился представитель Центра по защите прав детей, участ-ник молодежного движения "Ребенок помогает ребенку, ребенок защищает ребенка" при комиссии "Большая сердцевина" Валерий Якушев: "Ситуация критическая, и настроение у наших сотрудников близкое к панике!"

В этом году Центру по защите прав детей исполняется 10 лет. В течение всего времени он исправно выполнял программу Рижской думы и государства по защите прав несовершеннолетних. Причем благим делом здесь занимаются не только взрослые, но и молодые люди. Так, в организацию постоянно обращаются школьники, когда над ними издеваются (морально и физически) в семьях и учебных заведениях. В помещениях на Аусекля, 3, молодые люди, кроме того, проводят всевозможные образовательные программы и акции, рассказывают детям об их правах и обязанностях, собирают большие семинары, конференции.

Действует также и комиссия "Большая сердцевина", объединяющая родителей и детей. Она занимается актуальными проблемами молодежи. На месте постоянно работают специалисты, к которым в день порой приходят по 100 с лишним человек на собрания и консультации. Плюс в центре организуют массовые мероприятия. Иногда даже собственных помещений не хватает, но тогда молодые люди договариваются с администрацией школ, чтобы им предоставили актовые залы. В общем, работа ведется более чем активно.

Жирные крысы и плесень на стенах

— Пожалуй, у нас впервые появились удобные помещения, — замечает Валерий Якушев. — А ведь долгое время наше отделение базировалось в здании на улице Медниеку, 6. Дом находился в аварийном состоянии, по комнатам бегали жирные крысы, потолки протекали, а стены воняли плесенью. Там не то что работать, даже короткое время находиться было противно.

Когда нас только перевели на Аусекля, 3, там все тоже не блестело. Нам пришлось самим выбивать деньги из бюджета Риги на ремонт, пока не привели комнаты, где в советские годы находился детский садик, в нормальное состояние. Создали ту атмосферу, в которой приятно и нам работать, и детям собираться — делиться своими проблемами.

По документам, наш центр арендует помещения у исполнительной дирекции города, конкретно — Зиемельского района. Рижская дума выделяет деньги центру на оплату разных нужд, в том числе на оплату аренды. Такая вот запутанная схема: дума выделяет деньги, которые ей же самой потом перечисляют обратно… Здание на Аусекля, 3, принадлежит муниципалитету, но квартиры в нем отданы на приватизацию. Желающих поселиться в "тихом центре" — очень престижном месте города, где квартиры стоят по 3–4 тысячи евро за квадратный метр, немало. Именно поэтому и начались нынешние проблемы, — уверен Валерий.

В декабре исполнительная дирекция Риги вдруг решила взвинтить плату для правозащитников — с 10 сантимов за квадратный метр (хотя плата была чисто номинальной, иногда обходились без нее) до 2,50 лата. Соответственно, надо вносить в казну самоуправления 1240 латов в месяц! Теперь все сотрудники центра пакуют чемоданы, по-скольку организация сама денег не зарабатывает, а "бедное" государство помочь отказывается…

А можно было и ночью…

Сотрудники Центра по защите прав детей обратились с вопросами по поводу ненормальной арендной платы к исполнительному директору Риги Эрику Шкапарсу. И вот что из этого вышло.

— Шкапарс прислал своих людей для проверки помещений, в которых мы работаем, — рассказывает Валерий Якушев. — Случайно ли, но ревизоры явились 9 января в 10.00, и логично, что практически никого в нашем центре не обнаружили: внутри находились лишь несколько сотрудников (между прочим, "почетные гости" нам сказали, будто хотят проверить лишь техническое состояние помещений). Не стоит удивляться! В тот день, во–первых, еще не закончились школьные каникулы и дети отдыхали дома, во–вторых, практически все наши сотрудники были на собрании в нашем втором помещении, на Ханзас, 7… В результате в своем заключении Шкапарс написал, якобы помещения на Аусекля, 3, постоянно (!) пустуют.

Вдобавок ревизоры Шкапарса придрались (и, конечно, указали в протоколе), что у нас на улице нет таблички со временем приема, когда работают специалисты центра. Если честно, я крайне редко видел в Риге учреждения, у которых на улице висели бы расписания… Обычно таблички с графиком помещают непосредственно перед кабинетами, как у нас, собственно, и сделано. Еще ревизоры отметили в своем рапорте, будто люди не могут к нам попасть, поскольку на двери установлен кодовый замок. Правда, проверяющие, опять же "случайно", не заметили рядом домофон… А почему на дверях кодовый замок, надо спросить у жильцов дома, которые его вставили без согласования с нами, и в результате нам за свои деньги — 320 латов — пришлось покупать домофон. Словом, Шкапарс подписал документ с заключением: помещения на Аусекля, 3, нашему центру вовсе не нужны, нет надобности продлевать арендный договор (уж тем более снижать арендную плату!), а целесообразнее нас перевести в здание на улице Ханзас, 7. Но! Тот дом расположен да–алеко не в центре города, туда крайне неудобно добираться, а значит, посетителей будет существенно меньше. Главное — комнаты на Ханзас нам предоставляют не взамен нынешних, они ведь всегда были в пользовании организации. Там базируются наша администрация и специалисты "горячей линии". Сейчас на Ханзас в совершенно неподходящих условиях работают 14 человек плюс устраивают административные собрания для всего Центра по защите прав детей. Людям там и без нас места не хватает! — подчеркивает Валерий Якушев.

Схватка за недвижимость

Корреспонденты "Вести Сегодня" обратились за комментариями к начальнику экономического отдела и проектов исполнительной дирекции Зиемельского района Риги Сандре Пуките. Чиновница оправдывалась: "Господин Шкапарс не вынуждает сотрудников Центра по защите прав детей собирать вещи и съезжать, он лишь высказывает свое мнение. А по поводу оплаты аренды… Поверьте, если мы получим соответствующее распоряжение, тут же ее снизим!"

Один интересный нюанс. Хозяева квартир упомянутого дома — люди не простые (и уж конечно — не бедные) — это иностранные предприниматели, местные бизнесмены и политики. А по неофициальной информации, недвижимостью там владеют сам Шкапарс и мэр Аксенокс. Уж не хотят ли упомянутые персоны отхватить очередной лакомый кусок собственности… Во всяком случае, слухи такие ходят. Разумеется, при таком раскладе о каких правах детей может идти речь!

Кстати, директор Центра по защите прав детей Янис Гулбис тоже заметил, что его сотрудников чиновники прогоняют из здания скорее всего именно из корыстных побуждений.

— Ко мне неоднократно приходили разные люди и намекали: мол, пора бы твоей организации съезжать из этого дома. Причем намеки звучали по–разному, и предложения были не всегда порядочными. Я вообще поражаюсь, почему Шкапарс со своими "экспертами" лезет не в свое дело. Ведь наш центр непосредственно ему не подчиняется и у него нет ни одного специалиста, который мог бы реально оценить — целесообразно или нет мы занимаем комнаты на Аусекля, 3… Теперь я надеюсь лишь на помощь мэра Риги, которому отправил письмо и жду ответа. Мы так просто сдаваться не намерены! — подытожил Янис Гулбис.

На прощание заметим, что г–н Шкапарс, работая в мэрии, почему–то ни разу не сказал о том, насколько все помещения в здании Ратуши используются целесообразно (исходя из результатов труда политиков на благо Риги). Кроме того, сам исполнительный директор сидит в светлых просторных кабинетах, а не в тесных комнатках, где бегают крысы и вокруг воняет плесенью. И сидит он на дорогой мебели, общая стоимость которой для всей думы превысила 2 миллиона латов. Целесообразно ли все это?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!