— считает депутат сейма, легионер Висвалдис Лацис, с которым согласилась Первая партия.
Вчера длительные дебаты в парламенте вызвали предложения ЗаПЧЕл и "Центра согласия" предоставить право голосования на местных выборах негражданам. Увы, они не были поддержаны фракцией Первая партия/Latvijas cels, несмотря на щедрые авансы, данные по этому вопросу министром Шлесерсом. В дискуссию "поповичи" не вступали, оставив грязную работу правым "динозаврам".

Начались этнополитические дебаты, впрочем, уже с предложения депутатов ЗаПЧЕЛ дополнить Закон о самоуправлениях строкой: "Поддерживать программы культурных мероприятий для нацменьшинств и работу нацкультурных обществ". Валерий Бухвалов сказал:

— В настоящее время в большинстве городов и районов Латвии культурные мероприятия для нацменьшинств финансируются явно недостаточно. Особенно тяжелая ситуация с мероприятиями для детей. В ряде городов очень редко проводятся новогодние елки на русском языке, еще реже — театральные постановки и концерты для местных русских общин за счет самоуправлений. Хочется напомнить, что представители русских общин городов платят такие же налоги!

Однако предложение создать в муниципалитетах комиссии по развитию культуры нацменьшинств не прошло. Против были Jaunais laiks и TB/LNNK, остальные правые воздержались.

Лидер фракции ЗаПЧЕЛ Яков Плинер, отстаивая право неграждан на участие в местных выборах, аргументировал это "общепризнанным в Европе мнением, что участие не только граждан страны, но и всех постоянных жителей в выборах в самоуправления является важнейшим фактором интеграции".

— Если в Европе идет речь о настоящих иностранцах, то неграждан Латвии считать таковыми нельзя, — заметил политик. — Неграждане — это лица с особым статусом, специально установленным латвийскими законами, которые постоянно проживали в Латвии на момент провозглашения независимости, участвовали в выборах провозгласившего независимость Верховного Совета и в референдуме 3 марта 1991 года — за государственно независимую и демократическую Латвию.

Нынешнюю же ситуацию Я. Плинер охарактеризовал как "абсурд и дискриминацию", а также "грабеж", ведь неграждане исправно платят в бюджеты самоуправлений. Кстати, еще отцы американской конституции говаривали прижимавшим их англичанам: "Нет представительства — нет и налогов!" Мирослав Митрофанов поведал характерную историю из собственной жизни в Брюсселе: — На время пребывания там я был зарегистрирован в местном самоуправлении. Моя работа в Брюсселе близилась к завершению, когда вдруг я получил письмо из местного самоуправления на французском и голландском языках с просьбой подтвердить свое участие в местных выборах. На письмо я не ответил, поскольку готовился покинуть эту гостеприимную страну. Однако через неделю — новый сюрприз: то же письмо, но написанное на английском! Избирательная комиссия решила, что мне как иностранцу будет легче понять на английском, и они неотступно приглашали меня участвовать в выборах самоуправления. Чувство было такое, что в следующий раз получу такие же приглашения на латышском…

Каждый человек независимо от происхождения воспринимается как потенциальный ресурс нации, как государственное богатство! Как относятся к жителям Латвии ее национальные политики, тут же продемонстрировал старый легионер, а ныне "зеленый крестьянин" Висвалдис Лацис. Начав с того, что в 1940 году "33 государства — члены Лиги Наций, не признали оккупации", он вспомнил Женевскую конвенцию 1949 года. А потом и вовсе воскликнул:

— Нет таких неграждан! Это — граждане страны–оккупанта. Дзинтарс Абикис (Народная партия) нудно доказывал, что "сверхзадачей политиков является стабильность в государстве", а допуск неграждан в муниципалитеты ее сильно поколеблет, ведь (о святая простота!) латыши находятся в меньшинстве в крупнейших городах ЛР.

— Во время оккупации сюда въехали 4 миллиона человек! — сообщил Дз. Абикис, забыв, что латышский народ тоже в рамках единого государства расселялся не только на заполярных стройках коммунизма, но и в Москве, Ленинграде и Сочи. "Тевземец" Петерис Табунс с ностальгией вспомнил времена V сейма, когда в оппозиции было только пятеро "полукрасных" и национальное большинство могло спокойно "принимать фундаментальные законы". Сейчас же законодательный процесс парализован "провокациями левых сил".

На это ваш автор заметил П. Табунсу, что в отличие от долголетнего члена КПСС он не может причислить себя к красным. Мы не красные, мы — русские. И, кстати, это не означает, что, как в Даугавпилсе, славяне не могут избрать латышского мэра. Вопрос в другом: насколько серьезны обещания лидера Первой партии заняться проблемой неграждан? К сожалению, "священники" своим голосованием никак не отличались от TB/LNNK, они были против. Одно дело пиар, а другое — реальная политика.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!