Экономика продолжает расти 8-процентными темпами, сообщило в минувшую пятницу Центральное статистическое управление (ЦСУ). Это не может не радовать, учитывая, что в последнее время с макроэкономических фронтов приходят не слишком приятные вести, среди которых растущая инфляция, перманентное ожидание перегрева экономики и возможный отказ от введения евро.
Рыболовный арьергард

Прирост внутреннего валового продукта (ВВП) Латвии за первую половину этого года составил 8,2%, в том числе во II квартале — 7,7%, сообщило Центральное статистическое управление. Что двигало экономику вперед? Если верить ЦСУ, то главная движущая роль по-прежнему принадлежит торговле, которая, имея самую высокую долю в ВВП, за полгода выросла на 9,8%. С опережением среднего графика роста ВВП идут также транспорт и связь (+9,6%) и обрабатывающая промышленность (+8,5%). Однако эти отрасли позади себя оставили строители (+12,5%). Есть, впрочем, в латвийской экономике и свои передовики. Так, во II квартале юридические, бухгалтерские и консультационные услуги увеличились на 43,6%; архитектурные, проектные и консультационные услуги — на 42,2%; рекламные — на 38,5%. Другими словами, юристы, консультанты и бухгалтеры наращивали обороты раз в десять быстрее, чем коммунальщики и крестьяне. Не говоря уже о рыбаках, которые во II квартале потеряли 6,4%.

В итоге в пересчете на одного жителя страны рост ВВП Латвии во II квартале этого года в фактических ценах составил 764 Ls, что на 99 Ls (14,9%) больше, чем год назад, сообщило ЦСУ.

Нехорошая картина

Рост ВВП — это здорово, это база, которая, учитывая динамику последних лет, имеет неплохой потенциал для развития в будущем. Однако в полной мере насладиться ростом экономики страны, почувствовать его на собственном благосостоянии местным жителям мешает продолжающая расти инфляция, которая в ряде случаев обгоняет рост доходов населения.

При этом, если в случае с доходами пенять кроме как на себя не на кого: "кто на что учился", "как потопаешь, так полопаешь" — основополагающие принципы проповедуемой в Латвии либеральной экономики, то за рост цен можно было бы спросить и у властей. Тем более что рост этот с начала года фактически стал неконтролируемым — Минфин и Банк Латвии за последние несколько месяцев уже несколько раз меняли прогноз инфляции в сторону повышения.

Вот и глава ЦСУ Айя Жигуре в пятницу призналась, что инфляция в Латвии будет продолжать расти до конца года, но до какого уровня она поднимется, ей сказать сложно. "В начале года я была более оптимистична, но сейчас картина нехорошая. Инфляция развивается стремительно, и считается, что она может продолжать развиваться до конца года", — сказала на пресс-конференции Жигуре.

С одной стороны, "это же не может продолжаться бесконечно, покупательная способность ограничена". С другой, по словам Айи Жигуре, в ЦСУ уже поступила информация о том, что есть услуги, цены на которые в очередной раз выросли. Пока же остается констатировать, что, по итогам августа, годовая инфляция достигла нового рекордно высокого уровня с сентября 1997 года — 7,8%.

Авось пронесет

Проблема в том, что правительство, по большому счету, не прояснило, как бороться с ценовыми рекордами и надо ли вообще с ними бороться административными методами. Снизить бюджетные расходы и еще более ограничить банки в выдаче кредитов? Да, экономика и ее субъекты — санитарки и крестьяне — получат меньше денег, соответственно, меньше их потратят, в результате снизится спрос и торговцы будут вынуждены тормозить свои цены. Вроде хорошо, инфляция будет обуздана.

А может, наплевать на советы Маастрихта и вкачивать по полной программе деньги в набирающую ход экономику, сконцентрировавшись на государственных инвестиционных программах? Тоже вроде хорошо — пять-десять лет помучаемся с ценами, зато потом получим качественно другую страну.

Правда, существует риск, что можно и надорваться, кроме того, рост цен ударит прежде всего по пенсионерам, нынешнее поколение которых и так успело хлебнуть экономических потрясений. Неудобно перед стариками получается, хотя, как им помочь, все равно не ясно: подкинуть денег — значит, вызвать инфляционные процессы; бороться с ростом цен — значит, затянуть потуже пояса (хочется надеяться, что не на шее). Похоже, что правительство Эмсиса приняло решение плыть по течению. Интересно, как переводится на латышский русское "авось"?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!