Учитывая текущие события, airBaltic уже невозможно представить в качестве истории успеха для потенциального инвестора и стратегии IPO, и важно, чтобы она не была продана за "один евро" или по заниженной цене из-за отсутствия "заботливого хозяина", отметил партнер компании Grant Thornton Baltic Райтис Логинс.
Латвия - единственная из стран Балтии, которая до сих пор не разместила свои компании на бирже, в отличие от правительств Эстонии и Литвы, но "размещение на бирже" было задачей, поставленной государством перед airBaltic, напомнил эксперт.
"Если смотреть через призму финансовых экпертов, ясно, что публично культивированный "карточный домик" airBaltic как история успеха IPO рухнул. Он и так был довольно хрупким и вызывал больше вопросов, чем уверенности в обоснованности высоких ставок по облигациям, более дешевого публичного предложения, но теперь проблемы с обслуживанием двигателей и выбранная стратегия отказа от временной аренды самолетов других авиакомпаний также будут означать снижение доверия местного балтийского общества, которая является основным и наиболее лояльным клиентом, и предпочтение других авиакомпаний, что приведет к падению продаж билетов", — прогнозирует партнер Grant Thornton Baltic.
Он предположил, что в обозримом будущем это окажет существенное влияние на финансовые результаты компании, которые уже не будут достаточно обнадеживающими для поддержания нынешней истории успеха.
"Эпично, что вчера, 2 января, Austrian Airlines ( дочерняя компания Lufthansa) публично объявила о пополнении своего флота тремя новыми самолетами Airbus A220-300, которые предоставит airBaltic.Стратегия, выбранная для того, чтобы разочаровать жителей Латвии и Балтии, предпочтя вместо этого передать "самый современный и новейший флот в Европе" в аренду Lufthansa, является еще одним сигналом правительству Латвии как главному акционеру о необходимости немедленных действий для того, чтобы совет и правление airBaltic действовали в интересах государства", — заявил эксперт.
"Такая задержка в принятии акционером решения о смене руководства была бы невозможна ни в одной частной компании. Если до сих пор препятствием для такого шага была история с успешным привлечением инвесторов и IPO, то теперь это уже не препятствие, а наоборот - необходимо оценить, что делать с компанией и как получить максимальную выгоду от доведения airBaltic до нынешнего финансового положения, не допуская ее неплатежеспособности и не продавая за "евро", — отметил Логинс.
"Замена совета может произойти быстро, так как сейчас приоритетом является поиск наилучшего возможного сценария развития, признавая, что на данный момент предприятие находится не в лучшем положении в глазах потенциальных инвесторов, и цена покупки может заключаться в том, чтобы получить ценный "флот" в свои активы", — заявил Логинс.
По его мнению, неспособность действовать с airBaltic приведет к дальнейшему недоверию общества к способности государства успешно управлять стратегически важными предприятиями с публичным капиталом, а также к потере и без того низкого доверия общества к листингу публичных компаний на бирже, поскольку этот пример поднимает вопрос о рисках приватизации публичных компаний. Важно подчеркнуть, что airBaltic была подготовлена как первая латвийская компания с публичным капиталом, которая вышла бы на биржу через IPO.
В то же время эксперт подчеркнул, что Латвия - единственная страна Балтии, которая до сих пор не использует возможность размещения акций предприятий публичного сектора на фондовых биржах и тем самым не использует возможность привлечения дополнительного капитала для их развития. На фондовых биржах размещены такие тяжеловесы из соседних стран, как Enefit Green (энергетика, 77,17% принадлежит Эстонии), Ignitis Grupe (энергетика, 74,99% принадлежит Литве), Klaipedos Nafta (энергетика, 72,47% принадлежит Литве), Tallinna Vesi (водоснабжение, 52,35% принадлежит Таллину), Tallina Sadam (Таллинский порт, транзит, 67,17% принадлежит Эстонии), Litgrid (энергетика, 97,5% принадлежит Литве), Amber Grid (энергетика, 96,58% принадлежит Литве) и другие. Во всех этих случаях государство или муниципалитет сохранили статус мажоритарного акционера.