14 миллионов евро — это мало? Как экономисты и политики оценивают сделку airBaltic и Lufthansa
Fоtо: LETA

Вчера вечером состоялась сделка airBaltic с Lufthansa как новым инвестором латвийской авиакомпании. По условиям договора, airBaltic будет базироваться в Риге, а авиасообщение не будет сокращено. Государству по-прежнему принадлежит большинство акций airBaltic. В обмен на инвестиции в размере 14 миллионов евро Lufthansa Group получит конвертируемую акцию, дающую ей 10-процентную долю. Как отреагировали на сделку политики и экономисты?

Министр сообщения Каспарс Бришкенс в эфире программы "Домская площадь" сказал, что "в нынешней геополитической ситуации привлечь инвестора такого калибра — большая удача. Lufthansa — компания с более, чем 70-летней историей, ее доходы в два раза превышают весь бюджет Латвии. Такой партнер хорош не только для airBaltic, но и для всего нашего государства".

Бывший министр сообщения Талис Линкайтс поддержал подписание договора. "Сделка подтверждает как значимость национальной авиакомпании и ее место в европейском авиационном пространстве, так и правильность выбранной руководством стратегии на пути к первичному публичному размещению акций (IPO)", — сказал он.

Комментируя сумму сделки, Линкайтс заявил, что на данный момент это не самое главное. Важнее сам факт решения Lufthansa войти в капитал компании, стать инвестором, а также участвовать в принятии повседневных решений в совете airBaltic. "Оценку стоимости airBaltic определит IPO. Тогда мы и увидим, насколько ценным является этот вклад Lufthansa", — добавил Линкайтс.

Еще один бывший министр сообщения Анрийс Матисс сказал, что "сделка с Lufthansa сама по себе не обеспечит рост airBaltic, так как для развития компании требуется гораздо больше средств. Очевидно, что реальная стоимость компании составляет 140 миллионов евро. Посмотрим, что будет дальше, поскольку привлечение таких стратегических инвесторов может повысить стоимость предприятия".

Оценивая участие Lufthansa в airBaltic в размере 10% конвертируемых акций, Матисс отметил, что это решение зависело от инвестора. "Это осторожный шаг с их стороны, с расчетом на будущее, в том числе IPO, поскольку существует возможность как увеличить, так и уменьшить это участие."

Экономист банка Luminor Петерис Страутиньш сказал, что сумма сделки могла бы быть выше. "Оценка, включенная в сделку, не радует, если сравнивать ее с предыдущими вложениями государства, однако необходимо учитывать косвенное положительное влияние этих инвестиций на экономику. Важно также то, что состоявшаяся сделка делает наименее вероятными наиболее негативные сценарии будущего.

В то же время важно обеспечить, чтобы руководство компании и впредь учитывало не только ее коммерческие интересы, но и действовало в интересах экономики Латвии, обеспечивая как можно более широкую маршрутную сеть".

Инвест-банкир Гирт Рунгайнис в интервью Латвийскому радио заявил, что Lufthansa заплатила столько, сколько посчитала справедливым. "Это было то, что в процессе переговоров, удалось достичь, учитывая необходимость обеспечить дальнейшее развитие компании, Lufthansa заплатила то, что считает справедливым, принимая во внимание разные сценарии развития. То, что получило латвийское государство, близко к лучшему, что можно было получить. Кто-то, конечно, может, не зная контекста, апеллировать к тому, что исторически было вложено [в airBaltic], но это не имеет смысла. Думаю, сумма адекватная", — сказал он.

Руководитель SEB Investment Management Янис Розенфельдс заявил, что сделка с Lufthansa подает позитивные сигналы другим потенциальным инвесторам. По словам Розенфельдса, цена и условия сделки говорят о том, что Lufthansa на данный момент оценивает стоимость airBaltic в диапазоне от 140 до 280 млн евро. При этом он отметил, что Lufthansa является стратегическим инвестором, который недавно продлил еще на три года контракт на аренду самолетов с экипажами у airBaltic. По его мнению, такая долгосрочная договоренность для стратегического инвестора, скорее всего, стоит больше 14 млн евро.

Эксперт также напомнил, что мировая авиационная отрасль уже десятилетиями сталкивается с серьезными вызовами, а возможности получения прибыли в этом бизнесе ограничены. В качестве примера он привел акции самой Lufthansa, которые сейчас на бирже торгуются примерно по той же цене, что и в 1995 году, а за последние 12 месяцев инвесторы в эти бумаги потеряли около 15% стоимости.

Экономист банка Citadele Карлис Пургайлис заявил агентству LETA, что соглашение национального латвийского авиаперевозчика airBaltic с немецкой авиационной группой Lufthansa Group можно сравнить с последним спасательным кругом на фоне финансовых проблем airBaltic .

По его словам, учитывая сложное финансовое положение airBaltic, привлечение стратегического инвестора в целом можно рассматривать как положительное событие, поскольку это обеспечит дальнейшее существование компании и возможность проведения первичного публичного размещения акций (IPO). Однако цена сделки, по мнению эксперта, очень низкая, а полученные 14 миллионов евро не дают ощутимого улучшения финансовой ситуации.

"Если airBaltic должным образом подготовится к IPO и, что особенно важно, потенциальные инвесторы поверят в перспективы бизнеса в сотрудничестве с Lufthansa, стоимость компании при IPO может быть значительно выше", — отметил Пургайлис. Он добавил, что, по его мнению, airBaltic не следует спешить с IPO, а стоит максимально использовать возможности, предоставляемые партнерством с Lufthansa, для улучшения восприятия инвесторов и повышения потенциала роста компании.

"Как Lufthansa, так и государство как акционер заинтересованы в том, чтобы получить максимальную оценку при IPO, чтобы при выпуске новых акций минимизировать размывание своей доли. Если оценка будет недостаточной, государству, возможно, придется сделать дополнительный вклад, чтобы сохранить 25%, но пока невозможно определить его размер", — подчеркнул Пургайлис.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !