Конфликт возник после того, как в октябре 2007 года Рижская киностудия передала права на распространение снятых здесь в советское время фильмов зарегистрированной в Дании компании Voxell Aps. Вскоре Министерство культуры подало в прокуратуру иск, указав, что авторские права на данные фильмы принадлежат латвийскому государству, а не киностудии, поэтому она не имеет права ими свободно распоряжаться.
Как показало расследование, законодательство, которое регулировало бы авторские права на работы, созданные в Латвийской Советской Социалистической Республике, не разработано. Значит, нельзя утверждать, что киностудия нарушила закон. После прекращения полномочий советской власти на территории Латвии, в 1993 году, был принят закон "Об авторских и смежных правах", однако он не относится к произведениям, созданным до 1993 года. Как и более свежий, принятый в 2000 году закон "Об авторском праве". А задуманный в 1993 году законопроект о порядке дальнейшего использования аудиовизуальных работ, находящихся в государственной собственности, который регулировал бы вопросы о наследии советских времен, так и не был разработан.
До 1993 года в Латвии действовал Гражданский кодекс Латвийской ССР, в котором говорилось, что авторские права на кино- или телефильм принадлежат предприятию, которое его сняло, т.е. в данном случае — Рижской киностудии. Кодекс же гласил, что авторские права юридического лица не имеют срока давности: если оно подвергается реорганизации, права переходят к правопреемнику, если же ликвидируется — к государству. Рижская киностудия за прошедшее время несколько раз была реорганизована, но ни разу не ликвидировалась.
Член правления Рижской киностудии Вент Хорстс сообщил, что дискуссии об авторских правах длятся уже несколько лет, и Министерство культуры за это время обращалось как к правовым, так и к чисто эмоциональным приемам, апеллируя к национальному самосознанию и вопросу о народном наследии.
"Переговоры преграждали доступ к этому кинематографическому наследию для наших, а также зарубежных, зрителей. Я рад, что прокуратура на этот раз разложила все по полочкам, и ясно, что с правовой точки зрения спор окончен. Надеюсь, что вместе с ним вскоре прекратятся все дискуссии. Ведь наша цель заключается только в том, чтобы дать широкой аудитории возможность как при помощи телевидения, так и в формате DVD и другими доступными способами познакомиться с латышским кинонаследием, культурно-историческая ценность которого неоспорима", — заявил Хорстс.