Сложные времена во внешней торговле продолжаются. Данные Центрального статистического управления (ЦСУ) показывают, что стоимость товарного экспорта в августе уменьшилась на 24,5% в сравнении с прошлым годом, при этом спад стоимости товарного импорта был почти идентичным - 24,8%. Часть спада в EUR объясняется сократившимися ценами, однако и объемы устремляются вниз, и, например, объем экспорта в августе был более чем на пятую часть ниже того, что экспортировали в прошлом году.
Этого мнения придерживается Лива Зоргенфрейя, главный экономист Swedbank в Латвии. Ниже приводим ее мнение:
"С сокращением экспорта природного газа в газообразном состоянии и электроэнергии сократились доходы товарного экспорта группы минеральных продуктов (-67,8%). По-прежнему продолжается спад экспорта древесины и изделий из нее (-27,1%). Спад относительно 2022 года наблюдался во всех крупнейших группах древесных товаров, кроме стружечной плиты (OSB). Также существенно сократился экспорт продуктов растительного происхождения (-59,2%). Это потому, что виден резкий спад экспорта зерновых - экспорт пшеницы на 87% ниже, чем в прошлом году. Если в прежние годы мы начинали новый урожай экспортировать уже в августе, то в этом году август был пустым, поскольку дождь задержал сбор урожая. Хорошая новость - в сентябре как минимум эта группа товаров непременно покажет рост.
Экспортные доходы уже с апреля - значительно ниже результата прошлого года, в плане объемов мы находимся ниже уровня 2022 года уже почти весь этот год. Если смотреть в долгосрочной перспективе, в августе доходы от экспорта были примерно на 30% выше уровня 2019 года (до эры всех кризисов и бумов). Вроде бы хорошо, однако особенно радоваться не стоит. Поскольку цены примерно на те же 30% выше, чем в 2019 году, ясно, что в плане экспортируемого объема мы приблизительно там же, где в 2019 году.
Факт, что мы видим спад латвийского экспорта, не удивляет. Мы маленькая и открытая экономика, на нас влияют мировые веяния. Глобальная торговля товарами уже примерно год находится на тропинке, ведущей вниз. Анализ индикаторов торговли Bloomberg свидетельствует, что, возможно, худшее уже позади. Виден рост в секторе перегружаемых грузов в крупнейших портах мира (например, в Лос-Анджелесе), южно-корейский экспорт начал приходить в себя, в Китае производство возобновило рост после существенных стимулирующих мер со стороны правительства. Однако эти примеры - лишь отдельные ростки надежды, поскольку большая часть индикаторов по-прежнему ниже средних долгосрочных уровней, или - исторической нормы.
На важном для нас немецком рынке обрабатывающая промышленность в августе показала сокращение уже четвертый месяц подряд. Слабый объем заказов и высокий уровень запасов позволяют думать, что хорошие перемены в лучшую сторону в немецкой обрабатывающей промышленности вряд ли мы вскоре увидим. Не ожидаем мы и того, что в мире в целом спрос и торговля товарами вернутся на уровни бума, которые мы видели в докоронавирусные времена. Международный валютный фонд в своих октябрьских прогнозах еще немного ухудшил взгляд на мировую и европейскую экономику в следующем году. К тому же мировой рост прогнозируется существенно более медленным, чем привычный средний рост за пару последних десятилетий. Причины - война, геополитика, распределение мировых экономик по блокам и повышение ставок центральными банками.
Так и кажется, что после резкого спада, который мы видимо сейчас и который в известной мере является нормализацией ситуации после коронавирусного бума, последует не восстановление, а период медленного развития в мировой торговле. К тому же нашим предпринимателям угрожает не только слабость глобального спроса, но и наш домашний вопрос конкурентоспособности, поскольку расходы, особенно на вознаграждение рабочей силы, растут сравнительно резко.
Так что следует сказать, что скорее всего экспорт будет сокращаться еще как минимум в ближайшие кварталы. Если мы не увидим неприятных сюрпризов в плане инфляции (чего в обстоятельствах обострения конфликта между Израилем и Палестиной и возможного саботажа газопровода между Финляндией и Эстонией нельзя исключать), то центральные банки примерно во втором квартале следующего года уже могли бы начать снижать процентные ставки. Это наметит начало восстановления строительного и жилищного секторов наших экспортных партнеров, что позже поможет быстрее расти и нашим экспортным объемам".