Авторы публикации - Валтс Стурманис, старший налоговый консультант Deloitte Latvia; Алиса Константинова, налоговый консультант Deloitte Latvia
На волне активно осуществляемой борьбы с теневой экономикой, уровень которой 2013 году достиг 24% валового внутреннего продукта (ВВП), Служба государственных доходов (СГД) обращает все больше внимания на доходы физических лиц. Спустя более двух лет после подачи деклараций имущественного состояния (нулевые декларации), СГД проверила и обобщила полученную информацию. В результате проведенного анализа, были идентифицированы более 20 000 жителей Латвии живущих "не по средствам", что на языке СГД означает скрытый доход и неуплаченный подоходный налог с населения. Такая информация заставляет задуматься о последующих действиях и инициативах СГД.
Для выяснения источников полученных доходов, СГД начала длительную переписку с частью из этих тысяч латвийских налоговых резидентов, которые по мнению ведомства являются неоправданно "зажиточными" жителями. СГД обратилась к ним с запросами о предоставлении данных для проверки и подачи дополнительных деклараций. Однако, если предоставленная информация покажется недостающей, и физической персоне не удастся убедить государственную институцию в достоверности полученных доходов и в уплате всех налогов согласно законодательству, то СГД будет вправе назначить углубленную, доскональную налоговую проверку, то есть аудит.
На практике по итогам аудита, налогоплательщику начисляются дополнительные налоговые суммы, и как следствие, штрафы и пени за несвоевременную уплату налогов. К сожалению, политика СГД в отношении таких проверок достаточно суровая, и уклонение от уплаты налогов государственная институция может разглядеть даже в случае, когда налогоплательщик и не помышлял скрывать свой доход.
Статистика аудитов неутешительна, ведь в 95% случаев он становится результативным: заканчивается начислением. Особое внимание во время проведения углубленной проверки уделяется анализу полученных займов от компаний или персон, основной деятельностью которых не являются финансовые услуги, например, заем от работодателя, нерезидента, который можно расценить как скрытый доход.
После проведения аудита, полномочия СГД практически безграничны и могут доставить много хлопот. По закону можно даже начать немедленное взыскание налогов, не дожидаясь решения суда. Стоит отметить, что в большинстве случаев СГД все же не прибегает к столь радикальным мерам, а ограничивается наложением ареста на имущество и блокировкой банковских счетов. Если же физическое лицо решится на длительный спор с СГД, и дело дойдет до суда, за предоставление фактов, доказательств, документов по делу будет отвечать налогоплательщик или его представитель, поэтому, необходимо заранее учитывать, что такое судебное разбирательство может стать затруднительным, долгим и закончиться не в пользу физического лица. К сожалению, в суде трудно прибегнуть и к более лояльной Европейской практике судопроизводства, ведь каждая страна-участница ЕС имеет полномочия взимать подоходный налог по своей системе учета.
Что делать?
Но все же не все так пессимистично, как может показаться на первый взгляд, если будут соблюдены некоторые условия.
Во-первых, пристальное внимание следует обратить на активное сотрудничество с СГД в случае, если они все же обратились к вам с запросом об информации. Типичная ошибка в таких случаях, это недостаточное внимание к получаемой корреспонденции по месту декларированного места жительства. Часто налогоплательщикам не получают писем от СГД, не уделяют должного внимания и в итоге не отвечают на запрос. Такое поведение, чаще всего неумышленное, СГД все же расценит как преднамеренное уклонение от выполнения запроса или отказ от сотрудничества, для которого также предусмотрена статья в Латвийском Кодексе об административных правонарушениях.
Во-вторых, избежать аудита на начальном этапе, когда СГД только анализирует данные о налогоплательщике и потенциальные риски, может помочь предоставление по возможности полной информации о существующих видах доходов и расходов и об уплате налогов в бюджет. Поэтому не стоит игнорировать начальные запросы об информации, а наоборот уделить надлежащее внимание подготовке объяснений, предоставить расшифровку перечислений средств на банковский счет, прочие требующиеся доказательства или сопроводительные документы, и открыто сотрудничать с СГД.
Если и после описанных действий налогоплательщику все же не удастся убедить СГД в достоверности и легитимности источника полученных доходов и будет назначен аудит, не стоит прекращать активное общение с налоговым ведомством. В этом случае необходимо подготовить основательную, юридически сильную доказательную базу и продуманно выстроить коммуникацию с чиновниками, возможно обратившись к специалисту, который имеет профессиональный опыт такого рода проверок, ведь в ситуации стресса и спешки, подготовленные объяснения и доказательства могут стать некачественными и неубедительными.
Стоит отметить, что исходя из практики и опыта общения с СГД, в большинстве случаев первоначальное предоставление фактов, запрашиваемых документов, деклараций, разъясняющих источники доходов, а также диалог с институцией, основанный на сильной юридической базе, оказывается достаточным для СГД, и худший для налогоплательщика сценарий не реализуется.
Обобщая все вышесказанное, во избежание неприятных разбирательств, стоит заранее подумать о достоверном и профессионально выстроенном объяснении своего "образа жизни", и тогда внезапное письмо от СГД не станет неожиданностью. К тому же последние тенденции и инициативы СГД направлены на введение порядка ежегодной подачи данных и изменений в отдельных разделах декларации имущественного состояния (изначально подача нулевых деклараций была запланирована как разовое мероприятие). Это является ещё одним подтверждением того, что пристальный интерес СГД в борьбе с теневой экономикой и в дальнейшем вызовет не только источник "незадекларированных" доходов, но и их получатель.