"Сейчас цены должны снижаться, это правда. Но думать, что это падение будет продолжаться все время… Так не будет. Это просто больше невозможно. Многие компоненты затрат выросли и не уменьшатся. Чего-то можно добиться за счет эффективности, но этому есть пределы", – заявила Ингуна Гулбе, руководитель отдела содействия сельскохозяйственному рынку Института агроресурсов и экономики.
Она добавила, что сейчас довольно сложно делать прогнозы, но нет оснований думать, что все будет дешево, много и в широком ассортименте.
По словам исполнительного директора Латвийской ассоциации торговцев продуктами питания Нориса Крузитиса, нынешнее падение цен на продукты питания во многом было достигнуто за счет агрессивных акций. С другой стороны, если посмотреть на запросы, которые магазины получают от поставщиков по базовым ценам, то случаев повышения цен гораздо больше, чем снижения.
В то же время Крузитис прогнозирует, что инфляция потребительских цен на продукты питания в ближайшие месяцы продолжит снижаться на три-четыре процентных пункта. Центральное статистическое управление (ЦСУ) рассчитывает инфляцию исходя из цен на выбранные отдельные продукты питания, но привычки покупателей за последний год значительно изменились.
Он также рассказал, что одну конкретную сеть магазинов попросили рассчитать изменение цен на продукты питания для всех продуктов в ее ассортименте. Хотя данные ЦСУ показали, что продукты питания в мае подорожали на 18% по сравнению с маем прошлого года, расчеты торговой сети показали рост цен на 10%.
"Сейчас инфляция продуктов питания намного меньше 10%. Это не ставит под сомнение общую тенденцию, но показывает, что в данных могут быть расхождения", — добавил Крузитис.
Председатель правления Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Гунтис Гутманис напомнил, что мы живем в глобальном мире. Поэтому война в Украине, погодные условия и то, что происходит на мировых рынках, сильно влияют на цены продуктов питания.
Он добавил, что прогнозы всегда остаются всего лишь прогнозами. "Если вспомнить, что было во время Covid-19, когда просто закрыли границы и нельзя было ввозить вообще ничего, вспомнить, что происходит в Украине, то я думаю, что экономические аналитики скоро останутся без работы, потому что их прогнозы могут с одинаковой вероятностью сбываться и не сбываться", - сказал Гутманис.
Он сказал, что в сельском хозяйстве нужно делать все возможное, чтобы мы могли прокормить себя. "Нам нужно комплексное сельскохозяйственное производство, чтобы мы могли обеспечивать себя сами, потому что это вопрос национальной безопасности. Мы видим, что Украина сейчас это очень чувствует, и на этом мы должны в первую очередь сейчас сосредоточиться", — заявил Гутманис.
Не забывать о влиянии войны в Украине призвал и Раймонд Окманис, председатель правления Latvijas tirgotāju savienība (LaTS), ведь с нее начался значительный рост цен на продукты питания.
"Я лично считаю, что это цена, которую мы должны платить за эту войну. Речь идет о нашей безопасности. Поэтому покупатели должны понимать, что не магазин взвинчивает цены. Это цена за наш мир, за то, чтобы остановить агрессора в Украине, поэтому мы должны быть терпеливыми", — сказал Окманис.
По данным Центрального статистического управления, с мая именно цены на продукты питания оказывают наибольшее влияние на общую инфляцию в Латвии, обогнав предыдущего лидера - расходы на жилье. Если общая инфляция в июне упала ниже 10%, то цены в группе продуктов питания и безалкогольных напитков в это время все еще были на 14,4% выше, чем год назад. В июне по сравнению с маем цены на продукты снизились, хотя и незначительно - на 0,1%. Однако, по мнению экономистов, это еще нельзя считать устойчивой тенденцией, так как причиной снижения в основном стали цены на сезонные овощи и акции в магазинах.