Еврокомиссия попросила компанию "Транснефть", российского нефтетранспортного монополиста, отчитаться по своей инвестиционной программе. Похоже, Евросоюз волнуется из-за надежности поставок российской нефти в Европу из-за запуска в РФ новых магистральных нефтепроводов.
О запросе Еврокомиссии рассказал президент "Транснефти" Николай Токарев, пишет Lenta.ru со ссылкой на публикацию от 20 декабря в российской газете "Ведомости". По словам Токарева, запрос от европейских чиновников поступил 18 декабря, а представить программу компания должна 22 января.
По его словам, компания сейчас согласовывает с МИД РФ необходимость такой встречи. Вместе с тем он добавил, что "Транснефть" готова представить свою инвестпрограмму, передает "Бизнес ТАСС".
Токарев сообщил, что это приглашение компания расценивает как усиливающуюся озабоченность Евросоюза относительно гарантий поставок российской нефти в Европу на фоне роста объемов и перспектив поставок российской нефти на рынки.
Еврокомиссия, обеспокоенная расширением мощностей трубопроводов ВСТО и перенаправлением нефтяных потоков с "Дружбы" на БТС-2, попросила "Транснефть" провести консультации по инвестпрограмме компании, дополняет "Транспорт Нефти" со ссылкой на "Ведомости" и на заявления прошедшего вчера Экспертного совета "Транснефти".
Еврокомиссию "волнует энергобезопасность поставок в Европу в связи с введением новых маршрутов (БТС-2 и ВСТО-2)", сказал Токарев. Вице-президент компании Михаил Барков уточнил: речь идет не об отчете, а о консультациях в режиме информирования.
Действительно, письмо со стороны Еврокомиссии подписано даже не членом ЕК по энергетике Гюнтером Эттингером, а его заместителем. По мнению Баркова, основная проблема сейчас в том, что между энергопродавцами (российскими компаниями) и энергопотребителями "нет согласия в понимании прав и обязанностей".
Согласно новому законодательству, "Транснефть" должна будет согласовать свое общение с Еврокомиссией с государственными ведомствами. Профильным для "Транснефти" является Минэнерго, добавляет "Коммерсантъ". В сентябре президент Владимир Путин после начала расследования Еврокомиссии в отношении "Газпрома" подписал указ, предписывающий госкомпаниям и их "дочкам" согласовать действия с федеральным органом власти, прежде чем отвечать на требования иностранных государств и их союзных объединений.
Что же так обеспокоило ЕС и не запоздала ли эта реакция?
После того как "Транснефть" запустила БТС-2 мощностью 30 млн тонн, российские компании сократили поставки по нефтепроводу "Дружба" в Германию, Чехию и Польшу, перенаправив часть нефти в Усть-Лугу. Из-за этого два НПЗ в Чехии и Германии были вынуждены сократить объемы переработки. Чешские компании увеличили закупки нефти по Трансальпийскому нефтепроводу (TAL), идущему от итальянского порта Триест, а позже начали переговоры с "Роснефтью" и ЛУКОЙЛом о подписании прямых контрактов на поставку 10 млн тонн нефти в год.
А 25 декабря "Транснефть" планирует запустить ВСТО-2, который позволит удвоить поставки нефти в порт "Козьмино" до 30 млн т в год. Расширение ВСТО, которое в перспективе отвлечет на восток свыше 80 млн тонн нефти (почти треть российского экспорта), весьма волнует европейских регуляторов.
Однако запуск ВСТО-2 пока никак не отразится на поставках в Европу. На рынок Зарубежной Европы поступает в основном нефть в западно-сибирских и поволжских месторождений, в то время как ВСТО наполняется в основном (за исключением нефти "Газпром нефти", которая только что возобновила поставки) восточносибирской нефтью.
Кроме того, это разные по качеству нефти – ESPO существенно лучше по качеству, чем Urals, а следовательно никакого смысла направлять восточносибирскую нефть на запад для России нет, тем более что для этого отсутствуют и трубопроводные мощности, развернутые на восток. А следовательно, пришлось бы везти нефть по железной дороге, что резко снижает рентабельность.