2014-Citadele-LETA
Fоtо: LETA

Парламентская комиссия по расследованию продажи банка Citadele обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой начать проверку и несколько уголовных процессов. Об этом сообщает газета Diena.

По данным издания, речь идет о четырех эпизодах, и три из них относятся к премьер-министру Лаймдоте Страуюме ("Единство").

Два эпизода связаны с заседанием правительства 29 июля 2014 года, на котором министры за закрытыми дверьми приняли решение сузить круг покупателей банка, исключив теоретическую возможность бороться за более высокую цену его продажи, и продолжать переговоры только с одним инвестором - Ripplewood, отстранив от процесса других возможных претендентов - SPI Group Юрия Шефлера и Norvik banka Григория Гусельникова.

Один эпизод, по которому комиссия просит начать уголовный процесс по ст. 318 и 272 Уголовного закона, связан с подозрениями в том, что должностные лица Государственной канцелярии, выполняя противоправные указания, провели манипуляции с аудиозаписью упомянутого заседания, чтобы скрыть существенную информацию о ходе продажи банка. Как установила комиссия, невозможно с уверенностью доказать, как и на основе каких аргументов министры приняли решение стоимостью 74,7 млн евро о продолжении переговоров с одним инвестором, потому что в решающий момент запись обрывается и возобновляется только к концу заседания.

Это позволило комиссии выдвинуть серьезное обвинение в том, что запись была умышленно смонтирована, хотя министр иностранных дел Эдгар Ринкевич, который вел заседание, отрицает, что давал какие-либо распоряжения не осуществлять запись.

Несколько источников газеты Diena, которые 29 июля присутствовали при принятии решения в правительстве, указали на подозрительные обстоятельства, при которых министры вдруг менее чем за час изменили свое решение. Первоначально по вопросу о продолжении переговоров только с одним инвестором голоса разделились поровну. Так как министры не могли принять решение подавляющим большинством голосов, Ринкевич объявил небольшой перерыв, и примерно на 10-15 минут министры покинули малый зал Кабинета министров. В это время им были доступны мобильные телефоны, которые перед закрытыми заседаниями нужно оставлять за дверьми зала, и многие воспользовались перерывом, чтобы кому-то позвонить.

Как отмечает издание, именно в эти 10-15 минут теоретически кто-то извне мог повлиять на решение в пользу одного инвестора. После перерыва в зал заседаний вернулись только министры, а всех остальных - госсекретарей, сотрудников службы безопасности и технических работников - попросили выйти. После не очень долгого обсуждения министры вышли с диаметрально противоположным решением - продолжать переговоры эксклюзивно с Ripplewood. Как отмечает Diena, таким образом, менее чем за час министры изменили свою позицию.

Еще один эпизод, по которому парламентская комиссия просит начать уголовный процесс по статьям 327 и 272 Уголовного закона, связан с подозрением в том, что чиновники Государственной канцелярии, выполняя противоправные указания, совершили служебный подлог, исправив от руки протокол заседания правительства и отметив в нем, что в заседании не участвовали лица, которые на самом деле присутствовали при принятии решения.

Подозрения связаны с тем, что премьер, которая до этого признала возможный конфликт интересов, так как ее сын Гиртс Страуюмс работает на руководящей должности в Norvik banka, одном из потенциальных покупателей банка, тем не менее могла влиять на принятие решения.

Ряд присутствующих при принятии решения должностных лиц, в том числе критически настроенных по отношению к этой процедуре, подтвердили газете, что Страуюма не участвовала в принятии решений о Citadele, поручив вести заседания правительства другим министрам. В то же время другие источники сообщают, что Страуюма тем не менее оставалась в зале заседаний и слушала дискуссии, что в ситуации конфликта интересов теоретически дает возможность одному претенденту узнать о тактике правительства.

Сделка по продаже акций Citadele была завершена в апреле. Ripplewood и группа 12 международных инвесторов стали акционерами банка, заплатив 74,7 млн евро.

В прошлом году группа Citadele, созданная на основе активов обанкротившегося банка Parex, достигла самой большой прибыли за время своего существования - 32,4 млн евро, что на 138% больше 2013 года. Банк Citadele завершил год с прибылью в размере 29,2 млн евро, что на 91% больше 2013 года.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !