Сегодня комиссия начала обсуждать свое окончательное заключение, которое пока не утверждено. В нем содержится информация ограниченного доступа, поэтому депутаты обсуждали документ на закрытом заседании.
Как сообщил агентству LЕТА председатель комиссии Гунар Кутрис, государство в процессе продажи банка не ставило перед собой конкретной цели, сколько оно хочет получить: "Можно сказать, что государство согласилось на цену, которую назвал единственный инвестор, оставленный по решению правительства, без конкуренции и с соблюдением жестких сроков, без возможностей обсуждать более высокую цену". По мнению финансовых консультантов, цена могла быть выше.
Комиссию не удовлетворяет результат сделки. "Покупатель диктовал свои условия, а у правительства не было других версий", - сказал Кутрис.
Он надеется, что депутаты комиссии поддержат предложение назвать фамилии конкретных людей, ответственных за этот процесс. В процессе продажи банка участвовали правительство, Министерство экономики, Агентство приватизации.
Комиссия считает, что было принято политическое решение, а не решение в интересах экономики. "Сделка не рассматривалась как составная часть единой экономической системы государства, но как продажа конкретного товара. И это, наверное, характерно для Латвии во многих случаях", - сказал Кутрис.
Комиссия также выявила нецелесообразное использование государственных средств, но не может оценить, было ли это уголовным преступлением или просто непрофессиональными действиями.
Кутрис добавил, что комиссия будет просить Госконтроль провести ревизию по некоторым вопросам, в частности, по ряду договоров и по процессу привлечения консультантов к продаже банка.
Из окончательного заключения комиссии людям станет понятно, как шел процесс продажи банка, кто и в какой момент принимал решения и в какой момент принятое решение можно было обсуждать.
Кутрис подчеркнул, что парламентская следственная комиссия не имела мандата оценивать поддержку государства Parex bankа и план реструктуризации банка. У Латвии был выбор - продать банк в публичном предложении либо инвесторам, и процедура публичного предложения не была проведена.
Сделка по продаже акций Citadele была завершена в апреле. Ripplewood и группа из 12 международных инвесторов стали акционерами банка, заплатив 74,7 млн евро.