Политик объяснил, кто должен был следить за отмыванием денег через эстонский филиал Danske Bank
Fоtо: DELFI.ee

Глава фракции Партии реформ в парламенте Эстонии (Рийгикогу) Юрген Лиги утверждает, что в период бытности министром финансов и главой совета Финансовой инспекции он не имел доступа к документам о результатах надзора за деятельностью эстонского филиала датского банка Danske Bank, поскольку это было в компетенции финансовых служб Дании.

"Ни у Финансовой инспекции, ни у меня на посту председателя ее совета не было доступа к конкретным документам о результатах надзора, а случаи отмывания денег может расследовать не фининспекция, а бюро полиции по борьбе с коррупцией", - написал Лиги в социальных сетях.

"Надзор за деятельностью Danske был задачей Финансовой инспекции Дании, поскольку Danske был не эстонским банком, а филиалом, не юридическим лицом, а "местом действия — Эстония". Финансовая инспекция Эстонии тем не менее взялась за это дело, а Финансовая инспекция Дании дала задний ход", - отметил Лиги.

Он добавил, что фининспекция Эстонии регулярно предостерегала своих датских коллеги и в конце концов провела аудит.

"В 2013 Danske положил в ящик стола направленное руководителю рисков банка предупреждение /.../ К лету 2014 года у нас уже была картина происходящего. Я оставил свой пост осенью. Эстонский филиал Danske закрыли, но уголовное дело не возбуждали еще четыре года", - написал Лиги.

Отчет о внутреннем расследовании в банке Danske Bank подтверждает результаты проверок, проведенных эстонской Финансовой инспекцией в 2007-2015 годах в эстонском филиале банка Danske и признает масштаб существовавших в банке проблем. В свою очередь, американский финансист Уильям Браудер, ссылаясь на данные отчета, обвинил Латвию в том, что закрытые в 2015 году счета клиентов-нерезидентов Danske Bank, "переместились в Латвию".

"В отчете описываются значительные недостатки в организации банка Danske, где рисковый азарт и контроль за рисками не были уравновешены, - сообщил в среду в пресс-релизе председатель правления финансовой инспекции Кильвар Кесслер. – Мы подробно ознакомимся с рапортом и определимся с дальнейшими шагами вместе с ведущим основное расследование датским учреждением финансового надзора".

Финансовая инспекция заверила, что надзор за системами контроля рисков финансовых учреждений продолжается и продолжится и после данного инцидента с Danske Bank. Инспекция занимается развитием методики финансового надзора, наращивает количество проводящихся ревизий и подчеркивает важность роли финансовых посредников для руководства высшего звена.

Фининспекция в 2007 году провела в банке Sampo — предшественнике Danske Bank в Эстонии проверку в сфере профилактики отмывания денег и составила предписание по устранению выявленных недостатков. В том же году Danske Bank купил банк Sampo. Инспекция проверила банк годом позже, когда открылся эстонский филиал Danske Bank.

В 2010 году вступил в силу Закон о платежных учреждениях и виртуальных платежных средствах, в соответствии с которым платежные учреждения должны были ходататайствовать перед финансовой инспекцией о лицензии на деятельность. Финансовая инспекция сфокусировала свою деятельность на наведении порядка в секторе платежных учреждений. В 2011 году был отмечен резкий рост вкладов сбережений нерезидентов Эстонии в финансовом секторе страны, при этом эстонский филиал Danske оказался по этим показателем лидером рынка.

По словам составителя отчета, в 2008 году продолжилось объединений систем двух банков, в 2009 году эстонская финансовая инспекция сделала предупреждение эстонскому филиалу по поводу большого числа клиентов из числа нерезидентов, за этим последовало предупреждение в 2013 году, когда был опубликован отчет на эту тему. По словам авторов отчета, банковская группа очень долго игнорировала предупреждения финансовой инспекции, хотя должна была отреагировать задолго до внутреннего аудита 2014 года.

Финансовой инспекции к 2013 году было ясно, что в эстонском филиале Danske ведутся подозрительные сделки, и в следующем году инспекция после двух ревизий представила банку отчет, согласно которому эстонский филиал был не в состоянии контролировать деятельность рискованных нерезидентов или доказать, что они заслуживают доверия. Danske прекратил обслуживание нерезидентов в Эстонии в 2015 году после того, как инспекция направила эстонскому филиалу соответствующее предписание.

Согласно заказанному Danske независимому аудиту, большинство из 10 000 не являвшихся резидентами клиентов эстонского филиала банка были подозрительными и что, скорее всего, подозрительной является и большая часть сделок, общая сумма которых превышала 200 млрд евро; банк признал, что ситуация в период 2007–2015 была существенно хуже, чем предполагалось ранее.

Банк также подозревает, что в эстонском филиале могли бы сотрудники, которые помогали клиентам или сотрудничали с ними. Согласно рапорту, с подозрительной деятельностью в определенной мере связаны 42 сотрудника и связанных с ними лица. Danske Bank выдал эстонской полиции восемь бывших сотрудников банка. В то же время, расследование отмечает, что пока невозможно уверенно определить масштаб преступного сотрудничества.

Более того — официальным властям сообщали только о части подозрительных клиентов и операций. "В целом в эстонском филиале риск отмывания денег в недостаточной мере находился в фокусе, а руководство филиала было в большей мере заинтересовано в выполнении процедур, чем в выявлении реального риска", - отметил банк.

По словам составителя отчета Спирманна, в 2014 году эстонская финансовая инспекция подала крайне критический отчет об опасности отмывания денег в Danske, но несмотря на это сделки нерезидентов продолжились. Лишь в 2015 году они были прекращены.

"Согласно отчету об отмывании денег в банке Danske, большинство счетов нерезидентов, которые были закрыты в 2015 году, переместились в Латвию. Большой вопрос относительно того, в какой латвийский банк, и что с этим собираются делать теперь латвийские власти", - сообщил в Twitter финансист Уильям Браудер, призывавший расследовать отмывание денег.


В период 2007-2015 эстонским филиалом Danske Bank руководил Айвар Рехе.

В среду всего за несколько часов до обнародования рапорта о предполагаемом отмывании денег в эстонском филиале президент Danske Bank Томас Борген заявил об отставке.

В июле основатель фонда Hermitage Capital Management Уильям Браудер и датская газета Berlingske со ссылкой на результаты собственного расследования сообщили о проведенных через эстонское отделение Danske Bank подозрительных сделках на общую сумму в 8,3 млрд долларов США. Ранее объем подозрительных транзакций с 2007 по 2015 годы оценивался в 3,9 млрд долларов.

Компании, чьи денежные переводы вызывают подозрения, в основном, зарегистрированы в таких известных офшорных зонах, как Панама, Белиз и Виргинские острова, а их почтовые адреса находятся в Москве, сообщила ранее газета Berlingske. Кроме того, среди этих фирм, а также участников их переводов, - юрлица, связанные с делом юриста фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, раскрывшего отмывание денег российскими чиновниками в Европе и погибшего в СИЗО в 2009 году.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !