<a rel="cc:attributionURL" href="https://www.flickr.com/photos/dalbera/7385407458">Jean-Pierre Dalbéra</a> / <a rel="license" href="https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/deed.en">cc</a>
Выполняя просьбу министерства иностранных дел Латвии, все латвийские мобильные операторы незаконно определили местоположение жителей страны, которые в момент парижских терактов находились в столице Франции.

Об этом сообщает программа новостей телеканала LNT, указывая на то, что в МИДе отрицают незаконность действий, а мобильные операторы оправдываются: "все" исполнили просьбу ведомства, отказать было нельзя.

Серия терактов в Париже произошла 13 ноября, а уже на следующий день те жители Латвии, которые находились во Франции, получили короткое сообщение следующего содержания: "Добрый вечер! Если вы находитесь в Париже, свяжитесь с посольством Латвии во Франции".

Как сообщается в передаче LNT, для того, чтобы определить, кому отправлять короткое сообщение и кому нет, латвийские мобильные операторы без ведома и согласия своих клиентов определили их местоположение.

По словам руководителя Службы управления бизнеса LMT Вигантса Радзиньша, это было сделано по просьбе ведомства Эдгара Ринкевича. "Это было такое оперативное сотрудничество с МИД-ом. Мы поддались на их уговоры, также как и все прочие латвийские операторы, и, в данном случае, выполнили просьбу министерства", — сказал он.

По мнению представителя Государственной инспекции данных Латвии эта просьба и эти действия были незаконными, так как существующие нормы запрещают операторам связи определять местоположение клиентов без их согласия, причем не имеет значения — привязаны эти данные к конкретным людям или нет (анонимизированы). По словам представителя инспекции Лауриса Линабергса, в ведомстве были не в курсе, что операторы сделали это. Теперь в госинспекции проведут расследование, в результате которого мобильные операторы могут быть наказаны.

Однако представитель МИДа ЛР отказался признать в комментарии LNT, что был нарушен закон. Пресс-секретарь министерства Раймонд Янсонс уклончиво заметил, что МИД в таких ситуациях "пытается использовать доступные в конкретный момент средства, позволяющие связаться с находящимися за границей подданными Латвийской Республики".

Однако действия МИД Латвии после ноябрьского теракта в Париже доказывают, что в ведомстве отлично знали о том, что нарушают закон. В частности, в конце прошлого года министерстве подготовили поправки к закону, позволяющие мобильным операторам в "кризисной ситуации" определять местоположение латвийцев и отправлять им короткие сообщения. Согласие абонентов на определение местоположение в данном случае не требуется. Поправки находятся на рассмотрении Комиссии по народному хозяйству и если она даст "добро", их еще должен будет одобрить Сейм.

В Госинспекции данных эти поправки считают спорными. "Их, как и все вопросы, относящиеся к защите данных частных лиц, надо оценивать с точки зрения соразмерности. Налицо столкновение интересов общества с интересами личности. В любом случае: каждая обработка данных частного лица — нарушение его приватности", — считает Лаурис Линабергс.

Отметим, что крупные западные сервисы, например, Facebook, постоянно определяют местоположение пользователей (если только это специальным образом не выключено). Формально они получают их согласие в момент установки программы — это прописано в пользовательском соглашении, которое никто традиционно не читает. Однако как конкретно хранятся, обрабатываются и используют эти данные — латвийским государственным органам не известно. Тот же Facebook, например, в случае терактов и природных катаклизмов тоже "рассылает SMS" — просит тех, кто находится в зоне поражения, сообщить друзьям о своем состоянии. Для этого явно нужно знать местоположение пользователя.

Конечно, в Госинспеции данных могли бы спросить, но не факт, что получат ответ — у подавляющего большинства западных сервисов нет представительства в Латвии и, в отличие от местных мобильных операторов, они не обязаны соблюдать латвийские законы.

С другой стороны, теперь у общества должен появиться закономерный вопрос: если латвийские мобильные операторы "по звонку" выполнили заведомо незаконную просьбу МИДа, то просьбы каких еще министерств и ведомств в рамках "телефонного права" они столь же охотно выполняют?

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !