Китайская компания Pegatron — один из двух крупнейших сборщиков Apple iPhone в Китае. На фабрику Pegatron по сборке iPhone до этого не ступала нога журналиста, никто не делал фото внутри. Для журналиста агентства Bloomberg было сделано исключение — и вот что он там увидел.
Гигантское предприятие площадью примерно с 90 футбольных стадионов находится на окраине Шанхая. Это место работы порядка 50 тысяч человек. Внутри есть своя пожарная и полицейская части, медпункт, почта и бесчисленное количество кофе и закусочных.
Пройти внутрь работники могут через рамку безопасности, приложив ID-карту и позволив системе просканировать лицо — весь процесс занимает не более двух секунд. Когда мы имеем дело с десятками тысяч работников, каждая секунда имеет значение. Рамка, к слову, нужна в том числе и для того, чтобы отслеживать, не пытается ли кто-то пронести на завод что-то, что может делать фотографии — именно Pegatron производит "iPhone будущего", смартфоны, которые Apple еще даже не анонсировала. Производство грядущего iPhone 7 начнется на этой фабрике еще летом, хотя в продажу он поступит не ранее начала октября.
Работники выстраиваются в шеренги, затем — ровно в 9:20 утра — приступают к работе на конвейере. Их непосредственные начальники контролируют присутствие с помощью планештов iPad, также сканирующих лица. Каждый имеет право на почти часовой перерыв на обед и на "перекуры". "Умные" iPad и система ID точно отслеживают проведенное у конвейера время.
ID-карты на заводе — "наше всё". С их помощью контролируется время, можно расплатиться за услуги и товары, получить обед. Если их приложить к специальному терминалу — то и увидеть, сколько заработано, сколько часов проведено на работе и, самое главное, сколько часов еще можно отработать на текущей неделе.
Но еще три года назад все было по-другому — не было ни невиданной открытости, когда работник знает свой заработок еще до бухгалтера, ни суперстрогого контроля за проведенным "у станка" временем. И многих рабочих Pegatron это более чем устраивало.
А все дело в том, что базовая ставка на предприятии относительно низкая и раньше люди зарабатывали на сверхурочном труде. Они работали так много, что это становилось проблемой и Pegatron, а вслед за ней и Apple подвергались острой критике со стороны западных, да и китайских правозащитников. Громкие случаи самоубийств, которые были зарегистрированы на заводе несколько лет назад, связывали именно с "выгоранием", хотя Pegatron это отрицала.
В результате Apple и Pegatron внедрили систему жесткого учета проведенного у конвейера времени — не более 60 часов в неделю. Согласно правилам Apple ни одно из предприятий, занятых на производстве ее продуктов или комплектующих для них, не может позволить своим рабочим трудиться сверхурочно более 80 часов в месяц или 20 часов в неделю. В отношении Pegatron, говорят в Apple, это норма выполняется на 97% — на пять процентных пунктов больше, чем годом ранее. Относительно редкие исключения делаются только для тех, кому надо работать "кровь из носу", например, инженерам, которые чинят оборудование.
Остальных же система просто не пустит на фабрику, если у них уже наработано более 60 часов в неделю. По словам рабочих, нередки случаи, когда люди, желающие подработать по выходным, уходят не солоно хлебавши.
В результате зарплата рабочего, занятого сборкой iPhone на фабрике Pegatron составляет 4200 — 5500 юаней (от 575 до 750 евро) в месяц. Максимальная сумма получается у тех, кто работает максимальные 60 часов в неделю. Зарплата обслуживающего персонала — например, контролера на входе у рамок, намного ниже, порядка 300 евро в месяц. Сам же iPhone стоит в Китае примерно столько же, сколько и в Латвии, то есть от 500 евро.
Казалось бы — благоприятные условия труда должны привлекать больше работников, те должны держаться за свое место. Но произошло обратное — убрав возможность неконтролируемых заработков, когда работать можно было "до упора", Pegatron увеличила текучесть кадров в последние годы на 20% — до 16%.
"В кафетерии группа женщин торопится закончить обед до того, как истечет время их 50-минутного перерыва. Они приехали со всего Китая, от Сычуаня на западе до Шаньдуня на северо-востоке. Никто из них не был здесь дольше, чем несколько месяцев", — пишет Bloomberg.
"Работать тут легко и спокойно по сравнению с другими фабриками, — говорит 30-летняя Ху На, которая пришла на завод вслед за младшим братом. — Мы никогда не работаем более 60 часов".
Больше фото и подробностей — в материале Bloomberg.