У себя дома Apple регулярно критикуют за то, что она производит "самый американский продукт" в Китае. Еще недавно Стиву Джобсу пришлось отвечать на неудобный вопрос Бараку Обаме, потом кандидат в президенты Дональд Трамп заявил, что если он займет кресло в Белом Доме, Apple придется перенести производство в США. Но может ли она его перенести — хоть в США, хоть в Латвию? И будет ли это иметь экономический смысл?
Сборка — это не производство?
Смартфоны Apple iPhone сейчас собираются на семи фабриках, шесть из которых находятся в Китае и одна в Бразилии. Собственно, когда говорят "делают" или "производят", то имеют в виду как раз "собирают из запчастей, как конструктор".
Согласно анализу компании IHS, компоненты iPhone 6s Plus, цена на который в США составляет порядка 750 долларов, стоят всего 230 долларов США. А "детальки" iPhone SE стоят лишь 156 долларов, тогда как отпускная цена в США составляет 399 долларов.
При этом сборка всего этого хозяйства вместе, то есть "производство iPhone", согласно анализу IHS, стоит всего 4 доллара США. Ну, или, если взять более смелую оценку — то 10 долларов. Такую цифру называет Джейсон Дедрик, профессор Школы изучения информации Сиракузского университета в США. По его мнению, перенос производства iPhone в США сделал бы сборку дороже на 30-40 долларов, причем не столько за счет более дорогой рабочей силы, сколько из-за изменений в логистике при доставке компонентов. Мы знаем, что рабочие на сборке iPhone в Китае получают примерно столько же, сколько, в среднем, латвийцы на "рабочих" позициях. Это значит, что перенос производства в Латвию удорожил бы iPhone долларов на 30, максимум.
Бонусы для Латвии в случае такого переноса — чисто гипотетически — были бы фантастическими. Хоть Apple и говорит, что всего на заводах ее партнерах заняты 1,6 млн. человек, а за сборку, собственно, iPhone, отвечает "крошечная часть" от этого числа, но ведь "крошечность" познается в сравнении. Ранее мы писали, что на одной отдельно взятой фабрике над сборкой iPhone трудятся 50 тыс. человек.
Это число новых рабочих мест для Латвии выглядит просто невероятно. Скорее всего, мы бы просто не смогли найти такое количество новых рабочих — и это одна из причин, почему Apple держит все производство в Китае. Там, как уже раньше Барку Обаме объяснял Стив Джобс, есть культура производства электроники, много заводов и огромное количество квалифицированной рабочей силы.
Но Apple нет никакого экономического смысла переносить сборку смартфонов куда бы то ни было — даже в США, чего от нее так хотят местные политики. Собственно, у властей США также нет особых причин настаивать на таком переносе — экономический эффект не так уж крут, как кажется издалека.
Можно ли наладить производство "запчастей" в Латвии?
Всего у Apple есть 766 поставщиков, которые так или иначе принимают участие в создании всех ее продуктов. 346 из них работают в Китае, 126 — в Японии, 69 в США, 41 на Тайване, а остальные раскиданы по всему миру. Есть они и в почти всех странах Западной Европы (кроме Испании и Португалии), а также в некоторых странах Восточной Европы.
Таким образом, мы только что разрушили сразу два мифа: что iPhone делается полностью в Китае, и что производство одного отдельно взятого смартфона можно наладить в рамках одной страны, даже пусть такой большой, как Китай.
Точнее, если посмотреть на конкретные части iPhone, то чисто теоретически заводы, их производящие, можно разместить в почти любой отдельно взятой стране мира. Просто потому, что технологии меняются так стремительно, что оборудование надо менять или серьезно модернизировать раз в несколько лет. Какая разница, куда везти "станки" — в Китай или Латвию? Да и стоимость рабочей силы, которая будет на нем работать, в сравнении с ценой технологий ничтожно мала.
Однако есть фактор "мозгов" — многие части iPhone придумали и производят не в Китае и никакого желания перебираться в Китай или любую другую страну их создатели не выказывают. Как говорится, где родился — там и пригодился.
Кроме того, как мы уже сказали выше, по признанию Apple, на предприятиях 766 ее партнерах трудятся 1,6 млн. человек — в Латвии просто нет столько рабочих.
Если же рассмотреть возможность "принудительного" переноса производства всех поставщиков и партнеров Apple в какую-нибудь большую страну, например, США, то по оценке исследователей из Сиракузского университета, это привело бы к удорожанию iPhone на, примерно, 100 долларов США — с 230 до 330 долларов.
Сто долларов, именно такова "скидка на глобализацию" и причина, по которой о централизованном производстве комплексных вещей в одной стране, будь то Латвия или Китай, надо забыть навсегда.
Можно ли наладить производство из материалов, добытых в одной страны?
В отдельно взятом Apple iPhone содержится 2/3 периодической таблицы Менделеева. Например, на алюминиевые корпуса идет алюминий из бокситов, а редкоземельные элементы активно применяются в производстве "внутренностей". Так, неодимий нужен для магнитов, которые заставляют трубку вибрировать и издавать звуки; без лантана не было бы линз камер смартфона; гафний жизненно важен для транзисторов iPhone.
Понятно: Латвия бедна на полезные ископаемые, так что нам даже мечтать о "полностью своем iPhone" не стоит, однако и в недрах многих других, даже вполне развитых стран, нет тех или иных ключевых элементов, нужных для производства смартфонов. Например, кто бы мог подумать, что в США почти нет бокситов, а значит, делать корпуса смартфонов из "чисто американского" алюминия просто невозможно.
Мировым лидером по добыче редкоземельных элементов является Китай, однако, как в книге The Elements of Power пишет ее автор, Дэвид Абрахам, в мире все равно нет ни одной страны, в которой бы добывались все-все металлы, минералы и элементы. Это значит, что производство наших любимых игрушек — занятие коллективное. В нем можно поучаствовать, но невозможно полностью замкнуть его на себя, даже если ты не маленькая Латвия, а могучие Китай, США или Россия.