Foto: Romāns Kokšarovs/F64

Этим летом вступили в силу изменения в закон, лишившие компании из РФ и Беларуси права голоса в важных для национальной безопасности латвийских компаниях. Запрет распространяется и на акционерное общество Latvijas Gāzе (LG), дочерняя компания которой отвечает за распределение газа в Латвии. Но вопреки ограничениям, "Газпром" участвовал во встречах акционеров LG, выяснили журналисты de facto.

В Latvijas Gāzе дважды заявляли в августе, что у компании нет достаточных запасов газа для обеспечения требования закона относительно количества газа, хранящегося в Инчукалнсе, для населения. Эти утверждения наводят на мысль, что LG не хочет или не может до начала отопительного сезона обеспечить газ в необходимом количестве.

В Латвии за доставку газа адресатам отвечает дочерняя компания LG, крупнейшим акционером которой является "Газпром". Несколько лет назад, когда закончилась российская газовая монополия, основное внимание уделялось независимости крупных трубопроводов и Инчукалнского подземного хранилища. Но небольшие трубопроводы и газораспределительная система остались под крылом бывшего монополиста Latvijas Gāze.

Консультант по энергетике Гатис Абеле считает, что на АО Latvijas Gāzе сейчас нельзя полагаться, поскольку компанию нельзя отделить от акционеров "Газпрома".

"С прошлого года, когда начались ограничения поставок российского газа в Европу и повышение цен, мы уже видели, что в LG не думали о поиске альтернативных источников поставок, так как это может привести к конфликту с акционерами", — заявил Абеле.

Поэтому, по его мнению, влияние "Газпрома" на газораспределение в Латвии рискованно: "Что произошло в Европе с "Северным потоком": "Газпром" мог спокойно объявить, что ему не хватает деталей, турбин, и он больше не может снабжать газом".

Газораспределение по Латвии осуществляет дочерняя компания LG — Gaso, у которой те же самые собственники — "Газпром", "Itera Latvija", люксембургский инвестиционный фонд Marguerite и немецкий "Uniper Ruhrgas". Большинство голосов по важным вопросам "Газпром" обеспечивает вместе с "Итерой", владельцами которой являются "Роснефть" и Юрис Савицкис — у них имеется 6 из 11 голосов в советах LG и Gaso, которые возглавляют высокопоставленные сотрудники "Газпрома".

Действительно ли газораспределительный оператор Gaso независим и не зависит от LG? Это ежегодно проверяется регулятором. И пока "на бумаге" все было хорошо.

"Да, мы убедились в этом после ознакомления с представленными им документами и с запросом дополнительной информации, а также аудиторского заключения", — сказал председатель регулирующей комиссии Алдис Озолс. О неформальных связях между двумя компаниями, чего нельзя узнать из отчетов или протоколов совещаний, у него информации нет.

Но этим летом расклад сил в АО Latvijas Gāzе существенно изменился. В июне большинство депутатов Сейма проголосовало за то, чтобы российские и белорусские компании больше не должны иметь существенного участия в вопросах, важных для национальной безопасности
в капитальных обществах. Соответственно, такие акционеры теряют право голоса и в LG.

"На "Газпром" и "Итеру" распространяются ограничения, установленные Законом о национальной безопасности, по которму им отказано в праве голосовать и участвовать в собраниях акционеров Latvijas Gāzе", — поясняет директор отдела Юридического департамента Минэкономики Каспарс Лоре.

Это означает, что права голоса в компании теперь принадлежат фондам "Marguerite" и "Uniper", а также мелким акционерам. Возможно, это позволило в последние месяцы сдвинуть с места вопрос о полном отделении оператора распределительных систем Gaso от LG. Этот вопрос несколько лет назад безуспешно предлагал решить акционер "Marguerite".

Но LG интерпретирует последние изменения в законе иначе, чем Минэкономики. Акционерное общество разрешило "Газпрому" участвовать в собраниях акционеров, в том числе в собрании 8 августа. При этом "Газпром" не голосовал по вопросу реорганизации, сообщает передача de facto. Представитель министерства Лоре уверяет, что даже регистрация "Газпрома" на собрании акционеров является "нарушением закона".

Пока участие "Газпрома" не помешало процессу отделения Gaso, но допуск российской компании потенциально может помешать в будущем, так как за реорганизацию должны проголосовать 85% акционеров, представленных на собрании. Если "Газпром" захочет
саботировать мероприятие, то голосов может и не хватить, предупреждает de facto.

Минэкономики подтверждает, что поговорит с руководством компании о правильном толковании закона, а именно о том, что "Газпром" не должен участвовать в собраниях акционеров.

"Если же правление LG не согласится с нашим видением и каким-то образом зарегистрирует "Газпром" и "Итеру", мы воспользуемся юридическими инструментами для реорганизации", — подчеркивает Лоре.

В Latvijas Gāzе отказалась от отвечать на вопросы, отметив, что их может комментировать только глава компании Айгарс Калвитис, но он сейчас в отпуске.

Юрис Савицкис, один из акционеров LG, согласился на телефонный разговор, но отказался подробно обсуждать решение Сейма. При этом Савицкис подтвердил, что акционеры "Газпрома" по-прежнему участвуют в заседаниях, но он доверяет руководству LG, которое позволяет присутствовать представителям "Газпрома" при принятии решений.

Савицкис считает, что желание западных акционеров LG отделить распределительную компанию от газового трейдера связаны с интересом как можно выгоднее продать свои вложения и покинуть Латвию.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!