Foto: F64

Почему у работников СГД премии по 10 000 евро? Когда уже, наконец, заполнить декларацию будет под силу любой бабушке? Чем живут латвийские контрабандисты? Можно ли тайно сдать квартиру, чтобы СГД не заметило? Во что после Брекзита обойдётся посылка из Британии? На актуальные вопросы по налогам отвечает Иева Яунземе, которая пришла в передачу "Действующие лица" на LR-4 ответить на вопросы ведущей Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

Назначенная в этом году главой СГД Иева Яунземе считает налоговую систему Латвии "далеко не самой худшей": "В тех же США заполнять налоговую декларацию - это особое времяпрепровождение. Не думаю, что у нас самая плохая ситуация. Хотя, конечно, было бы проще, если бы у нас, как в Эстонии или Финляндии, не было этой истории с чеками. Там людям попросту ничего не надо никуда подавать - все заложено в систему".

По словам Яунземе, "мелкой рыбёшкой" её ведомство почти не занимается, а ловит на крючок весьма солидные предприятия. В перспективе, как она надеется, постановления по этим предприятиям можно будет публиковать, чтобы все знали, что есть что.

Когда декларации будут заполняться автоматически?


Чтобы что-то произошло автоматически, данные должны подаваться автоматически. Если говорить о медицинских чеках, то на больших предприятиях делают e-kvíts, который по просьбе пациента могут отправить напрямую в СГД. Но почему-то люди массово отказываются от этой услуги — они хотят сами контролировать свой чек.

Почему люди должны сами ставить "галочки"?


(По недавней информации, 70 000 жителей Латвии недополучили зарплаты из-за того, что в декларации не поставили "галочку" в нужное место.)

Законодатель даёт человеку право выбора, где ставить или не ставить галочки. Мы этот выбор сделать за вас не можем. Люди привыкли, что бухгалтер всё за них делает, но сегодня нормальное государство даёт право легальной оптимизации налогов - каждый может выбрать ту формулу, которая ему выгоднее.

Готовы ли латвийцы к налоговым переменам Брекзита?


Вместе с МИД мы посчитали нужным предупредить наших сограждан в Британии, что изменится. Например, будут браться пошлины ЕС с посылок из Британии в Латвию — придётся уплатить налог на добавленную стоимость, нулевой ставки уже не будет.

Также, налог будут брать с багажа, стоимость которого превышает 430 евро. Многое зависит от того, как тщательно будут досматривать. Но нас тоже проверяют. Приезжает ревизия из Брюсселя и смотрит, сколько пошлины собрали — там есть план, чтобы пополнять бюджет ЕС. Если результат не удовлетворит (покажется, что досмотр не очень тщательный или занижена стоимость грузов), могут выставить счёт.

Как живут латвийские контрабандисты?


Их основной "хлеб" — сигареты и наркотики. Цены у нелегальных торговцев на рынке за последнее время сильно выросли - это показатель того, что сигарет стало заметно меньше. Мы их изымаем и сжигаем. В месяц по 70-80 случаев. Скажем, в сентябре изъято около 7 миллионов сигарет.

Их главный поставщик — Беларусь. Часть сигарет не была предназначена для нашего рынка — их везли в Швецию. Прячут сигареты обычно в угле, удобрениях и нефтепродуктах. Так что, когда покупаете на рынке, хорошенько подумайте, откуда они изъяты и что вы курите.

Знаете, как оценивается объём контрабанды? Компания TNT подсчитывает у мусорников выкуренные сигареты и пачки - такой легальный метод расчёта. На данный момент нелегальный рынок Латвии — 16%. Это один из лучших показателей в Европе. Мы к этой цифре пришли с 35%. Меня это радует.

Как часто на границе тормозят и проверяют на наличные?


(С 1 июля ввели право декларировать на таможне ввоз-вывоз наличных денег в Латвию из-за рубежа, источник наличных должен доказывать сам человек.)

Этот способ обширно применяется. Самое интересное, когда мы тормозим машину, то нам говорят: "Опять?" Мы тут не оригинальны: останавливают поляки, литовцы… Особо больших сумм нет. Чаще — наркотики. Были и крупные задержания: по килограмму гашиша и прекурсоров (вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества, прим. Ред.), которые везли в Россию и Голландию.

Почему человек должен доказывать, что его деньги легальны?


Раньше было наоборот, а тогда ищи ветра в поле. Сейчас уже сами люди, у которых мы нашли (недекларированные) деньги при задержании, должны доказывать их легальное происхождение. Не докажут — деньги в госбюджет. Больших пополнений бюджета я от этого не жду. Все же преступники — не такие уж дураки. Зато сигнал ясен: сюда с деньгами не ехать! Эта страна — не место для отмывания денег.

Как борются с нелегальной сдачей квартир в аренду?


Очень тщательно. Проверяем всех, кто ставит объявления в ss, booking, airbnb... Могли бы смотреть и во всех соцсетях, но нужен ресурс. Эффективнее работать с базами данных — отбирать тех, у кого больше одной квартиры, и тогда уже проверять его объявления везде. Пишем таким людям письма — примерно 50% сразу легализуются. Сначала мы их не штрафуем, но если отзывчивости нет — действуем по-всякому.

Как настойчиво требуете налоги за грибы и ягоды?


Тут надо сопоставлять расходы с доходом. Получил человек из СГД 20 евро в день — пошёл и старушку на 5 евро штрафанул. Это сопоставимо? Конечно, если бы мне цель поставили, то я бы все силы с теневой экономики перебросила на грибы. Но таких приоритетов не ставили. Боюсь, даже если очень постараться, заявленных в прессе 5 млн евро не соберём.

Налоговых должников в Латвии много?


Когда я пришла, налоговых долгов было больше миллиарда. Сейчас дошли до суммы меньше 900 млн евро. Всех должников можно разделить на три группы. Те, с кого ещё можно собрать денег, они вступили в процесс неплатежеспособности. Где-то 300 миллионов — это старые аудиты, с них ничего не возьмешь. И третья часть — продление срока выплаты долга. Последние тщательно платят. Поэтому призываем всех (предпринимателей и физических персон) в случае затруднений приходить к нам и просить продления сроков.

Откуда у сотрудников СГД премии 10 000 евро?


В Латвии уже несколько лет работает постановление Кабмина, по которому для повышения заинтересованности в раскрытии больших схем можно платить такие премии. Их получило всего два сотрудника, которые в результате скрупулёзной работы выявили схемы по налогам на добавленную стоимость и вернули государству миллионы. Думаю, это очень правильно.

Почему в СГД выявляют так много нечестных работников?


С августа у нас появился новый руководитель Службы внутреннего расследования г-н Прусакс, который пришёл из Бюро по борьбе с коррупцией. Он активно взялся за дело. Это хорошо, что таких людей выявляют и ничего не скрывают... За всё время существования СГД у нас впервые произошёл арест. До того были только задержания, а через три дня люди возвращались и работали дальше, будучи уверенными, что ничего им не будет. Это неправильно.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!