Foto: LETA

А могут учителя пробастовать весь учебный год? И на что они будут жить? Куда родителям пристроить детей, пока детсады и школы не работают? Когда минимальный доход будет поспевать за инфляцией? Требовать знание русского языка в сфере обслуживания — это дискриминация? Глава Союза свободных профсоюзов Латвии Эгилс Балдзенс ответил на вопросы ведущей передачи "Действующие лица" на LR-4 Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристине Худенко.

Почти каждый десятый работник Латвии состоит в профсоюзах. Что немало: в США этот показатель составляет 8%, а во Франции — всего 6%. Зато в Швеции в профсоюзах числятся 84% трудящихся и вместе им удается творить чудеса. В Латвии самые активные в профсоюзном движении — дамы — их там 67%.

Растут профсоюзы моряков, медиков, как только профсоюзу удалось решить серьезные проблемы работников лесного хозяйства — все потянулись туда записываться. За последние годы заметно ужался профсоюз железнодорожников, что связано с массовыми сокращениями в этой сфере. Ковид сократил число членов профсоюза работников образования и науки (LIZDA) — часть учителей покинули работу, потому что не было сертификата о вакцинации.

В результате последних событий есть большая вероятность, что LIZDA обретет новых сторонников, если массовой и бессрочной забастовке учителей, которая должна начаться 19 сентября, удастся достичь заметного прогресса в решении затянувшихся проблем отрасли — низких тарифных ставок (от 900 евро брутто за 30 часов, из которых 22-24 — контактных).

Держатель главного денежного портфеля страны министр финансов Янис Рейрс считает, что поднимать тарифные ставки учителям не надо, пока школьная сеть до конца не реформирована. По его сведениям, число учителей последние 20 лет не сокращается, а число школьников уменьшилось на 20-30%. В итоге около 6 000 педагогов работают меньше, чем на ставку. Получается, говорит Рейрс, что на среднее образование в Латвии тратят больше, чем в среднем по Европе. И даже больше, чем в Эстонии, хотя в Латвии зарплаты меньше.

Эгилс Балдзенс с этими утверждениями не согласен. Европейские деньги на образование тратятся на недвижимость, а не на работников, которым оплачивают самый мизер на подготовку к урокам. А ведь в школьном образовании идет реформа, которая вынуждает вкладывать много усилий, чтобы учить по-новому.

Профсоюз работников образования и науки не впечатлило последнее предложение Кабмина — дополнительных 56,5 млн евро и более 3,5 млн евро на приобретение учебных материалов. Теоретически в пятницу или даже на выходных возможны неожиданные повороты в развитии ситуации, но, скорей всего, забастовке быть.

Эгилс Балдзенс ответил на вопросы:

  • Что означает "бессрочная забастовка"? Год — тоже могут?
  • Почему учителей не устроила добавка в 56 млн евро?
  • Куда родителям пристроить детей, пока педагоги решают свои проблемы?
  • Будут ли платить бастующим? А что будут делать небастующие?
  • А что другие профсоюзы — не захотят бастовать?
  • Когда заработает единая формула "минималки" по ЕС? Она будет успевать за инфляцией?
  • Кто платит за тепло и электричество на "удаленке"?
  • Требование знания русского языка — дискриминация?

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!