Foto: Reuters/Scanpix
Кремль все чаще ставит события вокруг Украины и признание самопровозглашенных республик Донбасса в контекст косовского конфликта. И хотя сама Россия не признала независимость Косово, провозглашенную в 2008 году, в Кремле, вероятно, полагают, что ссылки на "косовский прецедент" помогут добиться от западных оппонентов признания легитимности действий России на востоке Украины. В Москве, похоже, не замечают, что своей пропагандисткой кампанией выбивают почву из-под ног единственного стратегического партнера в Европе — Сербии, которая не спешит отказываться от отколовшейся провинции. Пока Россия не извлекает выгоды из косовской истории, а лишь подталкивает Белград в объятья Пекина, который не использует косовский вопрос столь циничным образом.

Юлия Петровская — российский журналист, специализируется на вопросах внешней политики и безопасности. В разное время сотрудничала с "Независимой газетой" (в 2005-2009 годах — завотделом международной политики, выпускающий редактор внешнеполитического приложения "Дипкурьер"), газетой "Время МН", агентствами "РИА Новости", "Росбалт". В 2015-2019 годах — корреспондент Радио Свобода на Балканах (Босния и Герцеговина, Сараево). Постоянный автор Al Jazeera Balkans, The Insider, Riddle.

Россия имела полное право признавать независимость республик Донбасса и оказывать им военную помощь — заявил президент Путин на Петербургском международном экономическом форуме, сославшись при этом на косовский опыт. "Когда Косово отделялось, под давлением западных стран Международный суд ООН принял решение, что в соответствии с Уставом ООН, когда какая-то страна отделяется от государства, спрашивать разрешения на этот счет у центральных властей не нужно. Это решение Международного суда ООН применительно к Косово, но имеет общий характер, это прецедент", — утверждал Путин.

И хотя неурегулированный до конца косовский конфликт не связан с событиями вокруг Украины, Путин уже не раз пытался строить свою аргументацию за счет балканских межэтнических проблем и способов их решения. Впервые это произошло в 2014 году, когда российский президент объяснял миру право на присоединение Крыма. Тот факт, что Крым не является независимым государством, не помешал Путину сослаться на консультативное заключение Международного суда ООН о независимости Косово, не имеющее, к слову, обязательной силы.

Косовский козырь или ловушка

После присоединения Крыма Кремль на какое-то время отошел от этого сравнения, подрывающего официальную российскую позицию по косовской проблеме и осложняющего положение Сербии, которая пыталась сохранить Косово хотя бы формально в рамках сербского государства. Но для "косовского прецедента" нашлось новое применение — в Донбассе, и снова без оглядки на "исторического союзника" и собственную логику при обсуждении балканских проблем.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!