Foto: Reuters/Scanpix
Вторжение России в Украину поставило под вопрос "зеленый" энергетический переход в Европе. Перед европейскими странами наряду с климатическими задачами встала еще одна — отказаться от российского топлива. У чиновников и экспертов почти нет сомнения — резкое снижение зависимости Европы в первую очередь от газа из России может временно усугубить климатический кризис.

Евгений Аниськов - российский журналист, специализирующийся на вопросах экологии и климата. Сотрудничал с изданиями РБК, "Коммерсантъ", "Ведомости", "Экология и право". Имеет степень магистра по устойчивому развитию.

Война против климата

В 2015 году мировое сообщество договорилось удержать рост глобальной средней температуры ниже чем на 2°C к 2100 году в сравнении с доиндустриальным периодом — так появилось Парижское соглашение по климату. Промежуточная цель — не превысить 1,5°C к середине века. Но уже сейчас температура на Земле выше на 1,1°C, чем в конце XIX века.

Прошедшая в ноябре 2021 года в Глазго климатическая конференция (COP-26) завершилась весьма продуктивно для подобных международных событий — впервые было продекларировано поэтапное сокращение использования угля. Решение далось нелегко. Финальные формулировки документа были смягчены по требованию Индии и Китая. Изначально говорилось о "поэтапном прекращении" использования угля, позже пришлось изменить позицию на "постепенное сокращение".

В 2021 году выработка электроэнергии на угле в мире выросла на 9% (в 2020 году было падение на 4,2%). В Европе на электростанции, работающие на угле, приходится порядка 16% от общего объема потребления электроэнергии. В "послековидном" 2021 году эта цифра начала расти, несмотря на обещания европейских стран навсегда уйти от угольных ТЭС. Например, два года назад власти Германии заявили, что полностью откажутся от бурого и каменного угля к 2038 году.

Теперь эти планы поставлены под угрозу военным конфликтом в Украине.

Европейские чиновники на самом высоком уровне признают необходимость вынужденно нарастить добычу и использование угля, чтобы отказаться от углеводородов из России.

По опросам, около 85% европейцев считают, что ЕС должен как можно скорее снизить свою зависимость от российского газа и нефти. При этом другие опросы показывают, что больше половины респондентов не готовы к росту цен на энергию.

Россия, кстати, ратифицировала Парижское соглашение в 2019 году. За два месяца до вторжения в Украину начал действовать закон об ограничении выбросов парниковых газов. Он предполагает обязательную отчетность для крупных эмитентов СО2. Уже во время военных действий в Украине Владимир Путин утвердил эксперимент по сокращению выбросов парниковых газов на Сахалине — к 2025 году регион должен стать углеродно-нейтральным. Впрочем, как теперь будет Россия заботиться о климате, непонятно. Госдума РФ уже внесла ряд послаблений в экологическое законодательство, а крупный бизнес не теряет надежды еще сильнее ослабить экологическое регулирование, ссылаясь на санкции.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!