Восстановление старинных домов в Латвии становится все популярнее. Не отстали от "тренда" и Улдис с Илзе, пишет DELFI Māja. Они дали новую жизнь древнему дому в Туе. Улдис и Илзе далеко миллионеры, и их пример доказывает: если по-настоящему хочешь и хорошо умеешь планировать — всё будет понемножку удаваться.
Как и многие чудесные истории, эта начинается с фразы "это вышло нечаянно". Улдис и Илзе хотели проводить лето где-то вне столицы. Критерий был один: рядом должна быть вода. Пролистывая объявление, семейная пара наткнулась на одно имение в Туе. "Когда мы в первый раз приехали сюда, здесь всё было очень запущено. Каменная дорожка заросла, старые сени отвалились от основного здания, дверь пришлось выламывать, чтобы пройти… Казалось, здание не ремонтировалось с момента постройки. Но, представив себе, как всё это будет выглядеть, когда мы приведём дом в порядок, мы не смогли отказаться от этого предложения".
Принять решение помогло ещё одно событие, которое они сочли знаком: на работе Илзе нашла письмо, датированное 1829 годом и написанное в Лиепупской волости — давний подарок её пациента. А их будущий дом находился как раз там.
Это не просто сельский домик, а часть когда-то существовавшего имения Tūjas muiža. Известны некоторые владельцы имения. В 1564 году оно принадлежало Генриху Уленброку, в 1624 — Юргену Адеркасу, в 1646 году — Гансу Энгедесу. В 70-х годах 17 века оно стало собственностью лифляндских дворян фон Дунтен, и до наших дней сохранился их дом, в 1919 году переоборудованный в школу. Потом построили новую школу, и в освободившееся здание вселили жильцов. "Наш дом, как когда-то и всё имение, назывался Dūjas, а по-немецки Taubenhof (от Tauben — "голуби"), — рассказывает Улдис. — Во времена имения здесь была сушильня, во времена школы наверху жил учитель, а внизу был кабинет труда.
Сначала Улдис боялся, что взялся за невозможное — работы много, а денег не очень. "Мне очень помогли два друга — архитектор и строитель. Мы часами сидели, рисовали, планировали и наконец пришли к общему знаменателю. Казалось бы, ну что там, беседка — но если хочешь, чтобы всё было красиво, удобно и долговечно, нужно придавать значение каждой мелочи. И всё должно быть целенаправленно и по пану. Важность планирования понимаешь в процессе, когда не нужно каждую минуту ломать голову, что же делать".
Начали с облагораживания участка. Выпололи шиповник и и репейник, разбили сад. Сейчас там растёт всё — цветы, земляника, зелень, помидоры, тыквы, кабачки. Потом принялись за внутренние помещения дома. Настелили полы, вставили новые окна, убрали ненужные стены, а наружные утеплили, установили небольшую печку. Снесли пристройку, которая настолько вросла в землю, что невозможно было войти, а вместо неё построили новую, с деревянной террасой. "Терраса теперь наше любимое место, — говорит Улдис. — Мы там завтракаем, сидим, наблюдаем за аистами на соседней крыше, по вечерам за ежами. А в темноте с помощью проектора смотрим кино на соседской стене".
Общая площадь жилых помещений не такая уж большая — 37 м2, но места волшебным образом всегда хватает всем, кто придёт в гости. И хотя работы ещё много, дом уже не узать. Как считает Улдис, иногда нужно совсем немного, чтобы место стало уютным. И ничего, что они не могут себе позволить аутентичные деревянные окна и пока живут без канализации — есть много других чудес, которые не купишь за деньги. Главное — найти свой стиль. И не превращать дачу в склад ненужных вещей. Дача должна быть на равных с основным жильём.
"Нужно всё выбирать так, чтобы было приятно жить. Начиная с вилок и заканчивая мебелью. Нужно подстраивать всё под контекст дома, чтобы возникла такая особая аура, ощущение места, где можно расслабиться, почувствовать себя свободно. Чтобы, возвращаясь в город, ещё пару дней чувствовать вибрацию этого места".