Foto: Reuters/Scanpix/LETA

Война России в Украине стала неожиданностью для многих. Неожиданной оказалась не только война сама по себе, но и жестокость российских вооруженных сил, особенно в отношении гражданского населения и территорий, на которых оно проживает. В ходе войны Россия продемонстрировала свою готовность атаковать цели, не представляющие практически никакой военной ценности, и в то же время официально выступала за защиту украинского народа и его освобождение от киевского режима. В связи с этим возникает логичный вопрос — чего пытается добиться Россия и какая от этого выгода?

От трактора до Армагеддона

7 октября исполнилось 70 лет со дня рождения президента России, и, как подобает юбиляру, он получил различные подарки. Александр Лукашенко, авторитарный лидер Беларуси, подарил ему трактор, а украинский фронт презентовал ему взорванный мост через Керченский пролив. Хотя никто не взял на себя ответственность за случившееся и существуют различные объяснения, "подарок" является значимым. Это не только усложняет логистику войны, но и напрямую подрывает империалистические амбиции России, которые символизирует сам мост. Более того — Россия открыто продемонстрировала свою неспособность обеспечить защиту стратегического объекта вдали от активной линии фронта, что вызывает далеко идущие опасения относительно доступности российских ресурсов для защиты самой России. Учитывая политические риски такого публичного позора, ответ не заставил себя долго ждать. Два дня спустя Россия начала обстрел Украины с использованием различных типов ракет и поставляемых Ираном беспилотников-камикадзе.

Президент Путин объявил, что отдал приказ о таких атаках на украинскую инфраструктуру в ответ на террористическую атаку на Крымский мост. Принимая во внимание, что ракетная атака началась менее чем через 48 часов после взрыва Крымского моста, вполне вероятно, что она была запланирована заранее, как ответ на неудачи России в Харьковском, Изюмском и Лиманском регионах, а удар по Крымскому мосту лишь ускорил реализацию этого решения.

Министерство обороны России объявило об успешных ударах по командным пунктам вооруженных сил Украины и инфраструктуре, а также по объектам энергетической системы. В результате ударов во многих частях Украины были нарушены поставки воды и электричества. Однако, согласно общедоступной информации, по крайней мере, некоторые цели были гражданскими, включая даже парки и детские игровые площадки. Примечательно, что в Киеве несколько ударов по объектам гражданской инфраструктуры были нанесены в утренние часы понедельника, 10 октября, когда на улицах города многолюдно. Нападению подвергся даже офисный центр, где расположено консульство Германии, который, на самом деле, пустует с весны.

Общая картина, которая вырисовывается, заключается в том, что российские атаки не преследовали строго военных целей, а осуществлялись в общих чертах, без разграничения целей по признаку их полезности для боевых действий на фронте.

Всего за два дня до того, как Россия возобновила массированные ракетные удары, президент Путин назначил нового командующего вторжением России в Украину. Этой чести был удостоен Сергей Суровикин, и вскоре российские СМИ начали публиковать статьи, восхваляющие его, подчеркивающие его способности и целеустремленность. Суровикина хвалил не только Юрий Пригожин, владелец частной армии Вагнер, но и самопровозглашенный "воин Путина" и чеченский лидер Рамзан Кадыров.

Foto: AP/Scanpix/LETA

Примечательно, что большинство публикаций предпочли подчеркнуть прозвище генерала Суровикина — генерал Армагеддон, которое он якобы получил во время сирийской войны за свою способность действовать жестко и использовать нестандартные решения. Учитывая, что атаки на гражданские районы и инфраструктуру возобновились вскоре после публичного назначения генерала, его прозвище может быть небезосновательным. Однако стоит отметить две особенности.

Во-первых, прозвище Армагеддон имеет также генерал-полковник российских вооруженных сил Михаил Теплинский, который уже много лет воюет в Украине, и этой весной он более активно участвует в неудачной войне России. Во-вторых, особенностью данного события является то, что о назначении генерала Суровикина было объявлено публично. До сих пор информация о ротации различных генералов предоставлялась в основном на уровне слухов или через западные СМИ, ссылаясь на источники в западных странах.

Кампания устрашения

Естественно, возникает вопрос о целесообразности таких шагов в военное время. Можно предположить, что и удары, и назначение нового генерала отчасти адресованы внутренней российской аудитории, которой нужен быстрый и однозначный ответ на неудачи на фронте и даже за его пределами. Это особенно необходимо для крайне агрессивных групп, таких как различные военные аналитики и комментаторы, которые и так критически относятся к происходящему, и такой решительный ответ, конечно, не останется неуслышанным. Но значительная часть аудитории находится в Украине, и действия России являются частью операции по психологическому террору и принуждению с целью сломить боевую мощь Украины. С 24 февраля Россия наносит удары по объектам инфраструктуры, непосредственно необходимым для обеспечения обороноспособности Украины, таким как склады топлива и железнодорожные сети.

Но в течение такого же периода времени Россия атаковала гражданские населенные пункты без какой-либо прямой военной цели. Это касается даже применения противокорабельных и зенитных ракет, которые приспособлены для атаки наземных целей, особенно таких, которые не имеют специальной защиты. В результате пострадали не только жилые дома, но и больницы, детские сады и даже поля сельскохозяйственных культур. Можно допустить, что в некоторых случаях виноваты неточности информации, которой располагает российская разведка, или технические неполадки. Однако массированный характер этих атак явно свидетельствует о преднамеренной тенденции — атаковать Украину, не разбирая целей.

Это резко контрастирует с постоянно повторяемыми аргументами России о якобы гуманитарных целях войны, а именно о защите гражданского населения. Кремль без колебаний напоминает о якобы систематических преступлениях киевского режима против собственного народа, которые вынуждают Россию применить силу для подавления режима Владимира Зеленского во имя гуманитарных целей. Это контрастирует с непрекращающимися атаками России на гражданские объекты и мирных жителей, не говоря уже о зверствах, совершенных в Буче, Изюме и Ирпене. Этот парадокс объясняется общей непреклонностью и неизменно высоким боевым духом Украины, который позволил ей противостоять российской агрессии и даже довольно успешно бороться с ней. Не имея возможности реально переломить ход войны на поле боя, Россия применяет тактику запугивания и террора всего общества в надежде, что украинцы поднимут белый флаг. На этом фоне ответ России на взрыв Крымского моста и успехи Украины на фронте очевиден — любые усилия по противодействию России будут встречены асимметричной кампанией устрашения.

Хотя назначение генерала Суровикина само по себе не гарантирует успеха, акцент на его репутации — это четкий сигнал Украине о том, что ее ждет впереди. Это не значит, что недавние атаки на Киев напрямую связаны с Суровикиным. Подобные атаки не только совершались при других генералах, но и часто упоминаемая жестокость Сергея Суровикина в отношении гражданского населения в Сирии не сильно отличается от общего поведения российских вооруженных сил в сирийской войне.

Война России в Украине основана на агрессивных, империалистических, а не гуманитарных соображениях, и действия России являются ярким примером этого. Такие атаки могут только усилить неудачи России, поскольку западные страны начинают поставлять более совершенные системы противовоздушной обороны. По расчетам России, такая агрессия должна подавить любую волю к сопротивлению и способствовать капитуляции Украины. Однако действия Кремля свидетельствуют скорее об обратном — о его неспособности реализовать собственные планы, которые неоднократно устанавливались и менялись, что еще больше укрепляет веру украинцев в собственную победу.

Перевод с латышского.

Статья опубликована в рамках проекта Atmaskots. В 2022 и 2023 году проект финансируют Латвийский фонд поддержки СМИ (MAF, Mediju atbalsta fonds) и Европейский фонд поддержки медиа и информации (EMIF), которым управляет Calouste Gulbenkian Foundation.

Авторы проекта: журналист отдела международных новостей Delfi.lv Ансис Иванс, журналист Паула Девица и команда экспертов Центра изучения восточно-европейской политики (APPC) под руководством Марциса Балодиса. Подробнее о проекте.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!