Иногда становится легче, если понять где кроются корни самых грубых фраз, которые мы выдаем ребенку на автомате, пишет Parents.ru.
1. Культура стыда ("Нехороший мальчик!", "Ай, как стыдно реветь!", "Ну ты и неряха — просто позор!")
Пристыдить — привычный и традиционный способ манипуляции, сплошь и рядом встречается в детской литературе, добрых советских кинолентах. Подразумевается, что, указав гражданину на его ошибки, мы тут же увидим, как он, одернув рубашку, бросится исправляться. Неряха — умоется, плакса — замолчит, двоечнику станет стыдно и он на глазах превратиться в отличника.
Несмотря на распространенность этого приема, он неэффективен. То есть эффективен, но в другую сторону: двоечник, после того, как ему пятьдесят раз сказали об этом и вовсе махнет на себя рукой. Грозя пальцем и обозначая все недостатки, какие успеем заметить, мы скажем нашему ребенку только одно: что он плох и ни на что не годен.
2. Приемы поощрения и наказания ("Сделал рисунок — молодец!", "Ах, ты не слушаешься? Я с тобой дружить не буду!", "Еще раз так сделаешь — за уши отдеру!")
Модный в ХХ веке бихевиоризм очень просто объяснял человеческую личность: полноценный член общества формируется реагируя на стимулы, выпала конфетка — закрепилось положительная привычка, получил подзатыльник — не станешь в следующий раз так поступать.
В этой системе ребенок представлялся не сложным существом, со своими потребностями и особенным узором личностных черт, а результатом предсказуемых реакций на воздействия среды. С тех пор наука о том, как развиваются дети, радикально изменилась, и новая версия получила множество экспериментальных и нейробиологических подтверждений. Выяснилось, что постоянно хваля детей за ерунду, например, мы вредим их мотивации. А грозя наказаниями — серьезно портим отношения в семье и добиваемся еще больших поведенческих проблем. Но и поныне хор голосов в наших головах поет: "Не грызи ногти… А то мультиков не получишь!"
3. Страх выделиться ("Ну-ка тише, я сказал!", "Не кричи, а то милиционеру отдам!", "Ну ты и вырядился — на тебя пальцем показывать будут!")
Наши родители жили в стране, где слово "индивидуалист" — было ругательным, а слишком выделяться в чем-либо было просто опасным — выгонят из "комсомола" за моральный облик. Важными провозглашались коллективная работа, коллективная ответственность, коллективные интересы, уравниловк… то есть равенство. Высунуть нос из группы в одинаковых передничках и заявить о своих нежных чувствах означало схлопотать по этим самым нежным чувствам и получить клеймо человека, который думает только о себе и — о нет! — имеет что-то против поездки на картошку в колхоз. Кроме того любой человек с улицы мог повоспитывать чужого ребенка: "А ты чего такой чумазый гуляешь, мальчик?!"
Сегодня мы ценим личность и ее самовыражение, однако что-то внутри будто обрывается, когда твой ребенок не идет вместе со всеми на экскурсии, капризничает в автобусе и привлекает слишком много чужих взглядов. "Тише-тише! Сейчас нам та старушка замечание сделает!"
4. Страхи от бедности ("Стой на месте, штаны испачкаешь!", "Не смей трогать — разобьешь!", "Хлеб всегда надо доедать")
Можно понять опасения за пару ботинок в дефицитные годы, за последнюю картофелину, когда в магазинах еда по талонам; многие бабушки военного поколения кормили внуков чуть ли не насильно, ведь они сами росли, когда над ними витал призрак голодной смерти. Сегодня все это выглядит довольно странно. Залогом большего здоровья послужит привычка скорее не доедать, чем переедать. Специальные комбинезоны, водоотталкивающая и грязеотталкивающая одежда и обувь выпускается с учетом склонностей детей, которым сложно пройти мимо лужи, не выяснив ее глубину. Ныне вопрос стоит по-другому — не испорченные навсегда штаны, а стоит ли исследовательский интерес одной лишней загрузки стиральной машины. Выбор очевиден.
5. "Невиноватая я, это он сам…" ("Что хотел — то и получил", "А я говори-ила!")
Подобные высказывания воспринимаются как слабая попытка снять с себя груз ответственности за поступок ребенка. "А я предупреждала" — фраза, сквозь которую просвечивает другая: "Это ты сам, а я ни при чем!" Успокаивать себя таким образом должны не вполне зрелые в психологическом плане люди. Потому что ответственность за ребенка и за отношения с ребенком всегда лежит на взрослом, чтобы он ни выкинул, и о чем бы его изначально ни предупреждали.
КАК БЫТЬ
От автоматизмов нет оружия, бессмысленно вставать на тропу войны против самого себя сжимать зубы, злиться и напрягаться. Помочь может не война, а мир с собой, ведь чем больше внутри "ресурса", тем выше вероятность, что мы не ляпнем лишнего и проконтролируем себя в стрессовой ситуации. Так имеем смысл проявить заботу о собственном здоровье, эмоциональном состоянии, делать дыхательные упражнения.
И, может быть, есть шоколадное печенье.
Опубликованные материалы и любая их часть охраняются авторским правом в соответствии с Законом об авторском праве, и их использование без согласия издателя запрещено. Более подробная информация здесь