Громче всего о ВИЧ и СПИДе говорят два раза в году –1 декабря, во Всемирный день борьбы со СПИДом, и в третье воскресенье мая, когда вспоминает людей, чьи жизни унес СПИД. В остальное время эта проблема будто бы отодвинута на задний план. Правда, это никак не уменьшает ее серьезности. Что такое ВИЧ, как проходит его лечение и что общество знает о ВИЧ и СПИДе – об этом мы поговорили с профессором Гунтой Стуре, главой 6-го отделения стационара "Латвийский центр инфектологии", которое занимается лечением больных ВИЧ/СПИД при Рижской Восточной клинической университетской больнице.
По словам инфектолога, первые новости об инфекции ВИЧ в мире появились в 80-е годы прошлого века, когда ученые начали искать причины, почему у молодых людей находят очень странную пневмонию или опухоли кровеносных сосудов, например, саркому Капоши. Правда, если посмотреть с исторической перспективы, то уже в пятидесятых годах находили свидетельства ВИЧ-инфекции, поэтому возможно, что ее распространение началось уже в 40-50-х годах прошлого века.
В Латвии ВИЧ-инфекцию первый раз диагностировали в 1987 году, и это было нелегко. Тесты на ВИЧ были недоступны, поэтому образцы крови отправляли в Москву, а ответ нужно было ждать неделями. Лечение в начале тоже было проблематичным, потому что выбор медикаментов был очень ограничен.
С 1991 по 1994 год в Латвии для лечения ВИЧ был доступен только один медикамент. Однако, как свидетельствовал опыт и исследования, подобная монотерапия, а именно подавления вируса с помощью одного медикамента, невозможна. Такая терапия также невозможна в том случае, если у человека есть непереносимость этого конкретного медикамента или вызывает сильные побочные эффекты. Следующиe медикаменты появились в 1993-1994 году, это уже была комбинация из двух медикаментов. В свою очередь серийныe медикаменты антиретровирусной терапии применяются c 1996 годa.
"Первая терапия была очень сложной в плане использования препаратов, нужно было быть очень мотивированным, чтобы привыкнуть к лечению и продолжать его. Нужно было пить много таблеток много раз в день. Например, были комбинации, в рамках которых нужно было пить по пять таблеток два раза в день или две таблетки три раза в день. В таком же режиме нужно было пить еще 2-3 медикамента, которые нужно было принимать до и после еды", –рассказывает врач.
Сейчас ситуация изменилась кардинально. Благодаря развитию фармацевтической индустрии, люди с ВИЧ могут жить полноценной жизнью, как многие другие люди с любым хроническим заболеванием, которые соблюдают назначенную врачом терапию. Эта терапия не такая сложная, а организм ее нормально переносит. К тому же, в Латвии ВИЧ-терапию полностью оплачивает государство – как консультации инфектолога, так и медикаменты.
На вопрос о том, повлияла ли пандемия на лечение пациентов с ВИЧ, Стуре отвечает, что ситуация с Covid-19 в основном влияет на диагностику, потому что людям советуют не выходить из дома без лишней необходимости, в результате чего люди не посещают врачей и не сдают профилактические анализы. В больнице ВИЧ-пациентам в полной мере доступно и амбулаторное и стационарное лечение. Конечно, при условии, что перед этим был сделан тест на Covid-19, и его результат был отрицательным. Лечение получают и пациенты с положительным тестом на Covid-19, потому что результат теста влияет только на то, где именно будет лечиться пациент и нужно ли будет медперсоналу использовать защитные костюмы.
В марте, когда в первый раз была объявлена чрезвычайная ситуация, в Центре инфектологии было принято решение, что в случае необходимости ВИЧ-пациент может получить удаленную консультацию у специалиста. Правда, решение о таком варианте получения медпомощи принимают обе задействованные стороны при условии, что у пациента нет жалоб на состояние здоровья и нет необходимости сдавать контрольные анализы. Врач после консультации выписывает очередной электронный рецепт на три месяца, а пациент может выбрать медикаменты в любой аптеке.
Чтобы не было поздно
"Тест на ВИЧ нужно сдавать каждому сексуально активному человеку. В идеальном случае –раз в год. Однако и одного раза в три года будет достаточно, чтобы максимально быстро диагностировать заражение и начать терапию еще до появления жалоб на здоровье. Если есть признаки и симптомы – это будет уже поздно диагностированный случай", – отмечает инфектолог.
Одна из самых распространенных ошибок: женщины думают, что когда у них берут гинекологический мазок, то происходит проверка на ВИЧ. "Это не так. Диагноз ВИЧ можно поставить только по анализу крови. В научных целях, конечно, можно найти ВИЧ в вагинальном секрете, однако так не происходит в практической медицине. Живучесть вируса у больных, которые получают терапию, изучают по крови, слюне, сперме и вагинальной жидкости, но это наука, а не стандартная диагностика", – объясняет Стуре.
Главным образом именно от диагностики инфекции зависит долголетие ВИЧ-пациента. Происходит ли диагностика, например, на первой стадии, когда человек является носителем вируса, или когда уже наступает стадия СПИДа: "Даже если болезнь констатирована поздно, нужно понимать, что стало причиной СПИДа. Это может быть грибок в пищеводе, который лечится за две недели, а могут быть и серьезные изменения головного мозга или туберкулез, который нечувствителен к лекарствам. К сожалению, у пациентов, которым поздно поставлен диагноз, очень слабый иммунитет, поэтому нередко у них есть несколько заболеваний. Все это вместе с отношением пациента к терапии – например, готов ли он вносить свою лепту в процесс лечения, – определяет продолжительность жизни".
В плену предрассудков
На вопрос о том, что общество знает о распространении и лечении инфекции и как к этому относится, инфектолог отвечает, что "мы заблуждаемся и живем в мире сказок". "Люди думают, что ВИЧ в Латвии – это огромная редкость, что такая болезнь есть в Африке или в Америке, но не в нашей маленькой Латвии".
Статистика же говорит об обратном – Латвия в плане распространения ВИЧ уже три года подряд является ярко выраженным лидером в ЕС. В среднем в Латвии зарегистрировано 18,5 случаев на 100 тысяч жителей (для сравнения – средний показатель по ЕС это 5,6 случаев на 100 тысяч жителей). 1 января 2020 года в Латвии было официально зарегистрировано почти 8 тысяч ВИЧ-положительных людей.
"Еще одно заблуждение, что ВИЧ может быть только у "плохих" людей, которые занимаются проституцией и употребляют наркотики. Как будто вирус отличает людей по социальному статусу! Еще часть людей думают, что это смертельная и неизлечимая болезнь, поэтому после получения положительного результата теста даже не идут к специалистам, потому что считают, что ничем нельзя помочь. Насчет терапии есть представление, что это что-то похожее на химиотерапию — тяжелый процесс, который сложно переносить и у которого есть множество побочных эффектов", — рассказывает профессор Стуре.
Чтобы мы вспоминали о ВИЧ и СПИДе не только два раза в год, инфектолог считает, что нужно напоминать об этом чаще, к тому же не только в изданиях, которые предназначены для медиков, а в СМИ.
"По-моему, очень важно, хотя для этого нужна большая смелость, чтобы ВИЧ-положительные пациенты выходили бы на свет и рассказывали о своем опыте. Своими рассказами они могли бы нам показать, что они не наркоманы и не проститутки, что они такие же, как мы все. Я заразился, и я учусь с этим жить. Вот такие рассказы нам нужны", — подытоживает разговор инфектолог Гунта Стуре.
Подготовлено в сотрудничестве с GlaxoSmithKline Latvia
Подготовлено 11/2020
NP-LV-HVX-PRSR-200024