детское насилие
“Почему?” – один из самых частых вопросов, которые задают, узнав в медийном пространстве о каком-нибудь ужасном событии или сексуальном использовании ребенка или подростка. Подобные события тяжелы и болезненны для каждого члена общества, что заставляет задаться вопросом, все ли мы сделали для их предотвращения?

Врач-психотерапевт доктор Артур Утинанс подчеркивает необходимость актуализировать профилактические мероприятия, направленные на потенциальных насильников, таким образом остановив проблему в корне, не дожидаясь появления жертв насилия.

Можно ли распознать потенциального насильника в толпе?

Артур Утинанс подчеркивает, что невозможно объяснить, почему взрослых людей привлекают отношения с детьми – в медицине это называют биопсихосоциальной моделью. Это означает, что такое поведение может быть вызвано как генетическими, так и психологическими, а также социальными факторами.

Потенциально насильники и сами были жертвами сексуального насилия, но столь же вероятно, что они были окружены чрезмерной опекой, чувствовали себя отвергнутыми или же перенесли какую-то психоэмоциональную травму. Возможно, такое поведение стимулируется генетическими или социальными факторами, к примеру, неспособность создавать отношения с взрослым партнером, или же конфликты со спутником жизни.

Исходя из этого, почти невозможно распознать потенциального насильника в море людей – это может быть как мужчина, так и женщина, разного возраста, независимо от финансового положения, уровня образования или рода занятий.

Однако специалисты утверждают, что потенциальный насильник от первой навязчивой мысли до совершения преступления проходит четыре фазы. Сначала это первые мысли, затем происходит борьба с моральными барьерами, поскольку формируется понимание того, что эти фантазии выходят за пределы социальных норм, в третьей фазе человек начинает искать единомышленников и социальные пузыри, позволяющие оправдать себя и снести эти моральные барьеры. В свою очередь в четвертой фазе, когда уже преодолены внутренние барьеры, планируется преступление и ищут способы обойти внешние барьеры, чтобы не быть пойманным.

Почему важно это понимать? Пока потенциальный насильник находится в первой или второй фазе, ему можно помочь и под надзором профессионалов решить эти проблемы, таким образом возможно предотвратив материализацию фантазий и не допустив роста статистики сексуального использования несовершеннолетних лиц.

Надо уделять усиленное внимание мерам профилактики половых преступлений

В ноябре этого года начал работать анонимный телефон доверия для лиц, которых преследуют навязчивые мысли о детях.

“Следует понимать, что с помощью этой телефонной линии невозможно полностью предотвратить половые преступления в отношении несовершеннолетних лиц, однако это уже очень большой шаг на пути к более здоровому и безопасному обществу. С помощью этого телефона у таких людей будет возможность получить первый “толчок”, чтобы начать длительный и серьезный процесс лечения. Кризисный консультант может ответить на их вопросы – к какому специалисту обратиться? Поможет ли мне это? Этот телефон в первую очередь может помочь сформулировать проблему и уменьшить неуместные и катастрофизирующие фантазии”, – говорит Артур Утинанс.

В Латвии не хватает информации и ресурсов, куда могли бы обратиться за помощью люди с подобными фантазиями, позволив им самим включиться в предотвращение преступления. Следует понимать, что мировая система правосудия не позволяет осудить кого-либо до нарушения закона, только за умысел.

Поэтому, даже в случаях, когда потенциальный сексуальный преступник обращается в правоохранительные инстанции и признается в своих намерениях, они бессильны. Несмотря на то, что анонимная телефонная линия является большим шагом в предотвращении половых преступлений, доктор Утинанс подчеркивает, что останавливаться на этом нельзя.

“Важно знать, что фантазии можно приравнивать к зависимости. Так же как алкоголизм, азартные игры или наркотики – подобные мысли усиленно гнетут умы этих людей. Пока это не заходит настолько далеко, что им становится трудно нормально функционировать и участвовать в социальной жизни.

Поэтому, подобно тому, как существуют группы поддержки анонимных алкоголиков, я считаю, что необходимы и анонимные группы поддержки секс-зависимых. В них люди смогут получать поддержку и свободно рассказывать о своих чувствах и эмоциях, пока они не воплотились в физическое действие.

В отличие от посещений психотерапевта, такие группы поддержки должны быть доступны бесплатно и регулярно, ведь, как известно, пандемия COVID-19 подняла вопрос заботы о ментальном здоровье, и прием специалиста сейчас не является ни дешевым, ни быстро доступным. Очереди на визит можно дожидаться почти месяц, что в подобных случаях является проблемой и потенциальной опасностью для окружающих. Такие группы активно работают во всем мире и доказали свою эффективность”, – продолжает Артур Утинанс.

Анонимный телефон 28030030 доступен до 30 ноября и предназначен для совершеннолетних лиц, у которых имеются вопросы или опасения в связи с сексуальными мыслями или действиями в отношении детей.

Телефон доверия полностью анонимный и выполняет консультативные функции. Профессиональные специалисты без осуждения выслушивают эмоции, чувства позвонившего и консультируют о дальнейших шагах на пути к выздоровлению.

Также доступен также телефон доверия Государственной инспекции по защите прав детей для детей и подростков, переживших сексуальное насилие – 116111.

Услуга телефона доверия обеспечена за счет средств осуществляемого Управлением местами заключения проекта "Интеграция бывших заключенных в обществе и на рынке труда”, финансируемого Европейским Социальным фондом, который в сотрудничестве с Государственной службой пробации реализует Общество "Skalbes".

Дополнительная информация о проекте: Зане Улмане (zane.ulmane@ievp.gov.lv), тел. 25268925.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !