Имя Умберто Эко, великого итальянского писателя, историка, мэтра европейской словесности и гуманитарного знания XX-XXI вв. (так, видимо, скоро будут писать в учебниках), коллекционера старинных книг и философа, останется в веках. Его уход означает конец целой эпохи - прекрасной эпохи интеллектуального универсализма, взявшего на вооружение весь арсенал философской и научной мысли ХХ века.
Имя Эко давно стало знаковым (нечаянный двойной каламбур, ведь Эко — и один из основателей науки о знаках, и автор культового для интеллектуалов романа "Имя розы"). Для писателей, работающих в жанре, условно говоря, исторического романа (плутовского, авантюрного) уровень Умберто Эко — это с одной стороны, недостижимый идеал, но с другой — некий ориентир, к которому следует стремиться. Примерно такую же роль играет Толкин для авторов фэнтэзи. И Эко, и Толкин — пример редкого и счастливого стечения обстоятельств, когда серьезный ученый, специалист в области словесности, истории и других гуманитарных наук, обнаруживает в себе писателя (ну, так, просто "для себя") и решает создать художественное произведение (так миру явились "Хоббит" и "Имя розы"). Фокус в том, что большинство ученых — никудышные писатели, а большинство писателей — посредственные ученые.
Писатель может засесть в пыльных библиотеках, перелопатить гору исторических материалов, внушить себе, что за год, например, он "вжился в тему" и т.д., но он все равно останется дилетантом. Умберто Эко посвятил медиевистике, семиотике и истории искусства и коллекционирования всю жизнь, и в результате мы читаем книги, назвать которые просто историческими или философскими романами никак нельзя. "Имя Розы", "Маятник Фуко", "Остров накануне", "Баудолино", "Пражское кладбище" — это, скорее, удивительные, грандиозные реконструкции синхронных срезов определенной исторической эпохи.