"Когда мы росли, играли во дворе в игры, домой вечером не дозваться было" — эту фразу в разных вариациях мы часто слышим, когда говорим о воспитании молодого поколения. Тогда не было мобильных телефонов, мультфильм по телевизору можно было посмотреть в среднем раз в день, не говоря уже о каких-то мистических видеоиграх — да еще и онлайн! Сегодня мы живем в технологическом веке, к которому дети адаптируются — кто-то лучше, кто-то хуже. Уже много лет существует термин "компьютерная зависимость". И когда мы говорим о широко распространенном насилии в обществе, мы часто ссылаемся на компьютеры, говоря, что во всем виноваты игры и фильмы. Так ли это на самом деле?

Оказывается, нет. И это подтверждается долгосрочными исследованиями, пусть и не все согласны с их выводами. Нейропсихолог Анита Здановича в беседе с Delfi развенчивает несколько мифов о "плохих" видеоиграх, отмечая при этом, что, конечно, играть слишком много — это тоже плохо: время, проведенное за игрой, не может быть неограниченным. Рихардс Черковскис, отец двоих детей, объясняет, почему его семья решила запретить своим детям доступ к экранам любого рода.

Исследования: нет доказательств того, что в долгосрочной перспективе игры вызывают рост агрессии

Большая часть исследований на тему игр и насилия проводится в США и публикуется Американской психологической ассоциацией (APA – American Psychological Association).

Нейропсихолог Анита Здановича объясняет, как с годами менялась позиция по вопросу о том, связаны ли видеоигры с ростом насилия: "В начале 2000-х годов APA в своих рекомендациях заявила, что видит четкую связь между агрессией и видеоиграми. В 2015 году та же организация заявила, что не видит четкой связи, а в 2020 году, когда были выпущены последние рекомендации APA, данные показали, что причинно-следственная связь между видеоиграми и агрессивным поведением и вовсе отсутствует".

Результаты экспериментов показывают, что сразу после игры в жестокую игру у ребенка повышается тревожность. Сразу после игры ребенок может начать кричать, толкаться и пихаться, казалось бы, беспричинно. Но за почти 30 лет исследований на эту тему не было замечено никаких долгосрочных последствий того, что дети играют в компьютерные игры.

Здановича отмечает, что с 1990-х годов, когда начались исследования по этому вопросу, количество правонарушений, совершенных молодыми людьми в развитых странах, сократилось примерно вдвое. А кривая производства видеоигр при этом неуклонно растет. "Давайте будем честными, многие из этих игр становятся все более реалистичными. Несмотря на это, было доказано, что однопроцентное увеличение продаж агрессивных видеоигр приводит к снижению статистики насилия среди молодежи на 0,03 процента. Существуют также долгосрочные исследования, которые показывают отсутствие корреляции между детьми, которые не играют вообще, которые не играют непосредственно в жестокие игры, и теми, кто играет в агрессивные игры. Существует даже противоположное мнение: на самом деле в искусственной среде они чувствуют себя в безопасности, зная, что это всего лишь игра и могут негативно реагировать на события в игре, не выплескивая эмоции в реальный мир. С чисто практической точки зрения, если человек сидит перед компьютером, он не будет выходить на улицы, бить витрины, грабить людей или собираться в банды", — объясняет она.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī vai vai Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!