Foto: AFP/Scanpix
Нам кажется, что Афганистан воевал всегда, но это совсем так. Стране повезло с географическим положением — причем сразу и в хорошем, и в плохом смысле — и она почти два столетия служила не только буфером между Российской и Британской империями, но и одним из тех мест, где пыталась "закрепиться" каждая из сторон.

Эта борьба за господство в Центральной Азии между Россией и Великобританией длилась более ста лет и получила название "Большая игра". В итоге до получения независимости в 1919 году Афганистан оставался в зоне влияния англичан. Попытка построить демократию, которую в стране предпринял пятый король Афганистана Мухаммед Захир-Шах, закончилась в 1973 году государственным переворотом.

Но захватившему власть двоюродному брату короля Мухаммеду Дауду не удалось править страной так долго, как он намеревался, и через пять лет, в 1978 году, он сам стал жертвой военного переворота. Причем, в отличие от своего брата-короля, Дауд и его семья (включая и малолетних детей) были убиты.

А через год в страну вошли советские войска и Афганистан, и так раздираемый гражданской войной, на долгие годы стал местом военных действий. Однако, не смотря на то, что сейчас война как таковая в стране уже прекратилась, а в 2004 году в государстве прошли президентские выборы — ее главой стал Хамид Карзай, переизбранный а 2009 году на второй срок — страна по-прежнему находится в очень тяжелом экономическом положении и серьезно зависит от международной помощи.

Краткая справка:

Афганистан (Исламская республика Афганистан)
Столица — Кабул
Численность населения — 30,419 млн человек
Средняя продолжительность жизни — 48 лет (для мужчин) и 51 года (для женщин)
Средний возраст населения — 17.9 лет
ВВП (номинальный) — 19,85 млрд долларов
Внешний долг — 1,28 млрд долларов
Безработица — 35%
За чертой бедности живет 36% населения страны
Крупнейший в мире производитель опиума

Foto: Publicitātes attēli

Наличию так называемого "золотого века" в своей истории Афганистан в первую очередь обязан своему пятому королю Мухаммеду Захир-Шаху, который правил страной в течение 40 лет — с 1933 по 1973 годы. Сам Захир-Шах, получивший блестящее образование за границей, считался в стране просвещенным и очень образованным монархом. Он владел пять языками — пушту, персидским, английским, французским и итальянским. Имел воинское звание, полученное им во Франции во время учебы, и вообще слыл человеком прогрессивных взглядов.

На престол ему пришлось вступить после того, как в 1933 году его отец Мухаммед Надир-Шах был застрелен во время выпускного парада военного училища в Кабуле. Захир-Шаху было 19 лет и он был не готов к тому, чтобы взвалить на себя ответственность за судьбу страны, активно пытавшейся в то время проводить про-британскую политику.

Так что неудивительно, что первые 20 лет своего руководства страной, молодой монарх практически не предпринимал никаких шагов, которые могли бы вызвать активное недовольство большинства населения или значительно изменить сложившийся уклад жизни в стране. Однако с возрастом и укреплением собственного влияния Захир-Шах начал проводить в стране такие политические и экономические реформы, которые воспринимались в штыки наиболее консервативной частью населения страны.

Исповедовавший ислам монарх запомнился многим своей фразой о том, что "в Коране нигде не сказано, что Аллах против научно-технического прогресса, так почему с ним надо бороться?". Вот он и не боролся. Наоборот, в 1964 году король издал новую Конституцию страны — первые две версии основного закона страны были приняты в 1923 и 1931 годах.

Несмотря на то, что в новой версии Конституции по-прежнему сохранялись широкие полномочия короля — он являлся верховным главнокомандующим; объявлял войну и заключал перемирие; созывал Большую Джиргу (местная версия парламента) и имел право его распустить; утверждал законы и международные договоры; назначал и отправлял в отставку большинство высших гражданских и военных чиновников — в стране значительно возросла роль нижней палаты парламента.

(Текст продолжается после альбома).


На фото: Кабул в 1967-1968 годах. Фотографии Билла Подлиха.

Говоря современным языком, депутаты Народной Джирги теперь избирались при помощи свободных, всеобщих, прямых выборов при тайном голосовании. При этом возрастной порог для участия в выборах был снижен с 30 до 25 лет, а декларация в одной из статей основного закона равных прав и обязанностей перед законом для всего народа и объявление выборов "всеобщими" позволяют предположить, что в будущем Захир-Шах намеревался предоставить право голоса и афганским женщинам.

Было также введено бесплатное образование и обязательное начальное образование для детей в тех районах, где государство было в состоянии это обеспечить. А это значило значительное ограничение прав и возможностей духовенства влиять на формирование мировоззрения совсем молодых афганцев.

Кроме того? в Конституции была декларирована свобода слова, печати и собраний, было разрешено создание политических партий — при этом выдвигалось требование к прозрачности их организации и источников финансирования.

При этом вводился запрет на владение иностранцами в Афганистане недвижимостью и землей. Это, скорее всего, было сделано в попытке ограничить влияние иностранных держав на внутреннюю ситуацию в стране.

Кроме всего вышеперечисленного Захир-Шах основал в стране первый современный университет, было отменено ношение женщинами чадры, в страну были приглашены иностранные советники, помогавшие королю в создании современного общества, был введен запрет на занятие мест в правительстве членам королевской семьи.

Что касается непосредственно экономики, то именно в этот период были заложены основы афганской промышленности: по всей стране возводились заводы, была построена ГЭС в Сароби, Кабул и Кандагар обрели международные аэропорты. Были модернизированы большинство угольных шахт на территории страны. При помощи Советского Союза в Афганистане началось строительство автомобильной трассы Кушка-Герат-Кандагар, крупнейшей в стране ГЭС в Наглу и т.д.

Все это говорит не только о том, что Мухаммед Захир-Шах был выдающимся политиком и дипломатом, это говорит о том, что король, будучи "отцом нации", на самом деле пытался медленно, но верно проводить в стране необходимые для ее дальнейшего существования реформы. Государство должно было развиваться — и король это понимал как никто другой, ибо попытки "закуклиться" в ее тогдашнем отчасти "средневековом" состоянии привели бы к полной деградации экономики и возникновению гражданской войны еще ранее, нежели это произошло.

Foto: AFP/Scanpix

Впрочем, история Афганистана говорит не только о том, что страной может править просвещенный и опытный монарх, но и о том, что редко какое родство выдерживает проверку властью. Правление Мухаммеда Захир-Шаха завершилось в 1973 году переворотом, который организовал его двоюродный брат Мухаммед Дауд.

В итоге сразу же после переворота были распущены и парламент, и Верховный суд страны, запрещена деятельность политических партий, а экономика страны практически полностью попала под контроль государства. Были национализированы многие частные компании, в том числе и многие крупнейшие в своих отраслях, и все частные банки. Была проведена земельная реформа, по которой земельные участки ограничивались размером в 20 г, а излишки благополучно отбирались у бывших владельцев и передавались крестьянам. Впрочем, не лишним будет заметить, что попытки "отобрать и поделить" никогда ничем хорошим не заканчивались.

Попытки Дауда установить диктатуру резко не понравились радикально настроенной части афганского общества, и за пятилетнее правление президента, которым объявил себя Дауд, было раскрыто несколько антиправительственных заговоров. Впрочем, вопреки расхожему выражению о том, что "снаряд в одно место дважды не падает", если долго пытаться свергнуть неугодного тебе человека, то рано или поздно это увенчается успехом. И в 1978 году Дауда сместили и убили бывшие соратники, которые и обеспечили ему приход к власти пятью годами ранее. К власти в стране пришла Народно-демократическая партия Афганистана.

Последняя попыталась значительно уменьшить влияние религии в государстве, что встретило ожесточенное сопротивление духовенства, и в стране началась гражданская война. Ситуация усугубилась введением в страну советских войск и начавшимся военным противостоянием между правящей партией и моджахедами, выступавших против военного присутствия Советского Союза в стране.

Впрочем, после вывода советских войск из Афганистана в 1989 году, гражданская война в стране так и не прекратилась. Наоборот, она разгорелась с новой силой, только теперь в ней принимали участие сторонники движения "Талибан" и участники Северного Альянса.

(Текст продолжается после альбома).


Все эти широкомасштабные военные действия оказали самое разрушительное влияние на экономику страны. Большинство промышленных предприятий, построенных в стране в середине 70-х годов, были либо разрушены, либо полностью прекратили свою деятельность. Это же коснулось и добычи полезных ископаемых, которых не только невозможно было добывать в условиях постоянных военных действий на территории страны, но и каким-либо образом транспортировать за пределы государства.

Что касается сельского хозяйства, то все те земли, на которых в мирное время афганцы выращивали вполне себе необходимые как для собственного существования, так и на продажу, пшеницу, рис, кукурузу и сахарную свеклу, во время войны превратились в поля с опийным маком. Так Афганистан стал крупнейшим в мире производителем опиума. По примерным оценкам, в 2004 году его было произведено порядка 4,2 тысяч тонн, что составляет около 87% всего мирового производства. Считается, что "Талибан" активно участвовал и продолжает это делать до сих пор в распределении доходов от продажи наркотиков. Доходы же от наркобизнеса, на минуточку, составляют порядка трех миллиардов долларов. Основные центры производства опиума — провинции Кандагар, Гильменд, Нангархар и Бадахшан. Большинство производимого при этом отправляется в Россию и Западную Европу.

Еще одной "напастью" для Афганистана стали теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Организатор захвата самолетов Усама бин Ладен нашел укрытие на территории талибского Афганистана, что послужило поводом вторжения США в страну. К началу 2002 года режим талибов — по крайней мере, официально — пал и в том же 2002 году Хамир Карзай стал временным президентом страны.

Несмотря на то, что в стране уже дважды прошли официальные президентские выборы, и была принята новая Конституция, Афганистан по-прежнему считается ареной гражданской войны и с трудом восстанавливается после более чем 20 лет постоянных военных действий на своей территории.

Foto: AP/Scanpix

Не смотря на свое довольно жалкое экономическое состояние, у Афганистана есть потенциал. Конечно, сейчас страна очень сильно зависит от международной помощи — только за период с 2003 по 2010 годы Афганистан получил 76 миллиардов долларов от своих международных партнеров. А в середине 2012 года на конференции в Токио было принято решение выделить стране еще 16 миллиардов. Они будут перечислены Афганистану до 2016 года.

Но просто иностранных денег не хватит для того, чтобы обеспечить жителям страны хотя бы какое-то подобие нормального существования. Правительству страны необходимо обеспечить стабильных доход от собираемых в стране налогов, предложить своим гражданам достаточное количество рабочих мест, снизить существующий уровень коррупции и т.д.

(Текст продолжается после альбома).


Чем сейчас может зарабатывать Афганистан — вполне очевидно. В недрах одной из беднейших стран мира скрыто огромное количество полезных ископаемых, стоимость которых по предварительной оценке Вашингтона составляет свыше триллиона долларов. Однако здесь все тоже не слишком просто. Во-первых, потрясающий уровень коррупции в стране сводит на "нет" практически все возможности иностранных компаний хоть как-то зафиксировать свое пребывание в регионе и заняться разработкой месторождений.

Во-вторых, проблема добычи полезных ископаемых, среди которых медь и железная руда, практически сразу же отходит на второй план, как только разговор заходит о транспортировке добытых ископаемых по железной или автомобильной дорогам. Их в Афганистане практически не существует.

При этом власти страны рассчитывают на то, что строительством дорог смогут заняться те иностранные компании, которые сейчас активно рассматривают возможности добычи полезных ископаемых в стране. Так, например, одним из крупнейших проектов в Афганистане сейчас является совместный план индийского правительства и частной канадской компании по разработке крупного месторождения железной руды в центральной провинции Бамьян.
Другим активным "игроком" на этом рынке является Китай. Сейчас он проводит собственный анализ, который поможет им определить, имеет ли смысл строить железную дорогу как часть проекта по добыче меди в Мез Айнак, расположенном недалеко от Кабула. При этом на Китае итак лежит обязательство вложить в развитие проекта порядка 3,5 млрд долларов.

Таким образом, будущее страны практически полностью зависит от нескольких факторов: во-первых, удастся ли нынешним властям Афганистана распространить свое влияние и свою власть на все (в том числе и максимально труднодоступные) территории страны; во-вторых, удастся ли Хамиду Карзаю обеспечить население хотя бы минимальным количеством чистой воды, электричества, медицинской помощи и работы, ну и, в-третьих, будет ли способно молодое государство зарабатывать деньги самостоятельно, не надеясь на регулярную денежную поддержку США и их союзников.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!