Foto: AFP/Scanpix
Процесс над Андерсом Берингом Брейвиком завершился в Норвегии драматической сценой. Когда обвиняемый начал свое заключительное выступление с объяснений о том, почему он убил 77 человек в июле прошлого года, родственники многих его жертв в знак протеста покинули зал суда.

Заявив, что он пытался предотвратить мусульманское вторжение в Европу, Брейвик потребовал от суда признать его вменяемым и оправдать.

Судьи вынесут вердикт по этому делу 24 августа. Сторона обвинения требует от суда признать Брейвика невменяемым. Адвокат Брейвика Гейр Липпестад заявил, что его подзащитный имеет экстремистские политические воззрения, которые и побудили его пойти на массовое убийство.

В ходе заключительного дня процесса суд выслушал драматические показания людей, потерявших своих близких в результате взрывов в Осло и бойни на острове Утойя.

Брейвик признает убийство 77 человек и нанесение увечий еще 242 людям 22 июля прошлого года. В суде Брейвик стремился доказать, что его поступки объясняются его ультраправыми и антимусульманскими взглядами, и не хочет, чтобы его рассматривали как параноидального шизофреника.


В июле прошлого года Брейвик привел в действие взрывное устройство у здания парламента в Осло, а затем отправился расстреливать участников молодежного лагеря Партии труда на острове Утойя. В своем манифесте и своих публичных высказываниях Брейвик оправдывал поступки необходимостью "остановить исламизацию" Норвегии.

На время обращения Андерса Брейвика к суду прямая телевизионная трансляция процесса была приостановлена. В течение 45 минут Брейвик перечислял причины, побудившие его пойти на массовое убийство.

Он зачитал заранее подготовленное заявление, в котором привел данные о высоком уровне рождаемости у мусульман. По словам подсудимого, он пытался не допустить превращения Норвегии в "мультикультурный ад".

В заявлении Брейвика было перечислено все, что ему не нравится в современной Норвегии — от того факта, что страну на "Евровидении" представляют не-этнические норвежцы, до негативного влияния телесериала "Секс в большом городе" на общественные нравы.

Гейр Липпестад отметил, что только суд вправе решить, был ли его клиент адекватен на момент проведения нападения. "Сам факт того, что небольшая безопасная Норвегия перенесла столь ужасающее нападение, почти невозможно осмыслить", — добавил защитник.

По его словам, именно это объясняет, почему психиатры в ходе предыдущих проверок пришли к разным заключениям относительно душевного здоровья Брейвика.

Липпестад описал Брейвика как "политического активиста", который отвечал за свои поступки, ведя при этом "обычную" социальную жизнь среди друзей и коллег. "Как можно было принять психически нездорового человека в клуб стрельбы?", — задался вопросом адвокат, уверявший суд, что ничто в жизни его клиента до "адского насилия" 22 июля 2011 года не указывало на его агрессивность.

Пока защитник рассуждал, обвиняемый спокойно сидел с закрытыми глазами, периодически потягивая минеральную воду из стакана.

Накануне прокурор Свейн Холден заявил о существующих среди представителей обвинения сомнениях в психическом здоровье Брейвика, призвав при этом суд поместить его под принудительный надзор психиатров, а не в обычную тюрьму.

Холден выразил уверенность в "меньшем зле" от помещения здорового человека в психиатрическое учреждение, нежели от тюремного заключения больного.

Глава "Группы поддержки 22 июля" Тронд Блаттманн сказал агентству Рейтер, что для него самым важным результатом процесса станет полное исключение Брейвика из норвежского общества.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!