Foto: AP/Scanpix/LETA
Вооруженные силы Украины нанесли крупное оперативное поражение России, отвоевав в стремительном контрнаступлении почти всю Харьковскую область, говорится в ежедневной сводке американского Института изучения войны (ISW). Как развивались события, закончившиеся тяжелым поражением российской армии?

За шесть дней наступления украинские войска полностью ликвидировали нависавший над Харьковом и Донбассом Изюмский выступ и вытеснили российские части на востоке за берега Оскола, а на севере — за государственную границу. "Взятие Украиной Изюма положило конец перспективам достижения Россией заявленных целей в Донецкой области", — считают в ISW.

"Нынешнее контрнаступление не положит конец войне. Рано или поздно оно завершится, а у России получится выстроить оборону — и даже, возможно, начать локальные контратаки. Война, скорее всего, продлится до 2023 года. Однако Украина переломила ход конфликта и взяла инициативу в свои руки. Теперь Киев может навязывать Москве места и характер сражений", — говорится в ежедневном докладе института.

Предыстория

С весны и до сих пор российские войска штурмуют в лоб сильные укрепрайоны в Донбассе. Акцент сделан на большой количественный перевес в артиллерии и действия финансово мотивированных профессионалов из частных военных компаний. Но и эта тактика забуксовала.

Последним крупным успехом российских сил стало взятие Северодонецка и Лисичанска в конце июня — начале июля. С тех пор существенно продвинуться в Донбассе России не удавалось.

Еще с лета стали появляться сообщения о предстоящем крупном наступлении украинской армии на юге. Многие военные аналитики указывали на уязвимое положение российских группировок в Херсоне и на криворожском направлении, находящихся на правом берегу Днепра, возможность перерезать им пути снабжения с последующим окружением и ликвидацией.

Действия украинского командования на южном фронте вполне укладывались в эту картину. Украинские военные подтягивали подкрепление, провели серию локальных наступательных операций, заняли плацдарм на левом берегу реки Ингулец, мосты через Днепр стали методично уничтожать недавно полученными американскими "Хаймарсами" — и довольно скоро вывели их из строя. Регулярно наносились удары по военным объектам в тылу российских войск, а с середины августа мощные взрывы начались и в аннексированном Крыму.

Российское командование на юге действовало осторожно. Несмотря на переброску туда значительной части сил с Донбасса и вновь сформированных подразделений, оно не спешило переправлять их на правый берег Днепра и вводить в бой.

С одной стороны, украинские атаки удавалось отражать и имеющимися силами. С другой — в случае резкой активизации боевых действий проблема снабжения только усилилась бы.

О возможности нанесения основного удара не на юге, а на севере пророссийские паблики писали еще как минимум за неделю до начала украинского наступления. Авторы указывали на сосредоточение довольно крупных соединений противника в Харьковской области, хотя о какой-то огромной группировки речь не шла.

Как развивались события под Харьковом

Утром 6 сентября украинские войска нанесли мощный удар в районе Балаклеи — города к юго-востоку от Харькова. Атаки шли с трех направлений — одна с юга от Балаклеи и две с севера. Оборона была быстро прорвана, ВСУ охватили город полукольцом, перерезали главные дороги и, не тратя времени на штурм, стали быстро продвигаться на восток.

Южная группа прорыва заняла позиции к юго-востоку от Балаклеи и остановилась для отражения возможного контрудара; северная продвинулась немного дальше, а самая северная рванула вдоль шоссе в направлении Шевченково и Купянска.

В ходе наступления ВСУ действовали по классической схеме: мобильные штурмовые группы прорывали оборону, следом подтягивались основные бронетанковые подразделения, беря под контроль и расширяя освобожденную зону, вперед запускались диверсионно-разведывательные группы. Наткнувшись на сопротивление, они отходили, и тут же в бой снова вступали группы прорыва.

Украинские войска старались обходить российские укрепрайоны, оставляя их в окружении. Взаимодействие российских сил было нарушено, небольшие котлы образовывались один за другим, отходить было уже некуда.

В отсутствие директив Кремля и верховного главнокомандования, которое в тот день наблюдало за учениями на Дальнем Востоке, пророссийские блогеры, военкоры и СМИ реагировали на происходящее в меру своей выдержки. "В Балаклее ад!" — паниковали одни. "Паники нет" — успокаивали другие.

В это время ситуация вокруг Балаклеи уже не имела никакого значения. Украинские части к северу от города быстро продвигались, в течение суток они блокировали Шевченково — важный населенный пункт на перекрестке дорог, а уже 8 сентября стояли на подступах к Купянску.

Потеря этого города означала для российской группировки под Изюмом прекращение снабжения, которое шло туда по железнодорожным веткам из Белгорода через Волчанск и из Россоши через Валуйки.

Дальше все развивалось стремительно. Российские военкоры сообщали о срочной переброске резервов под Купянск и Изюм с целью не допустить прорыва противника. Украинские части тем временем уничтожили мост в Купянске, соединяющий его западную и восточную части, блокировали город и повернули на юг, вдоль Оскольского водохранилища, в сторону Изюма. Мост через реку у села Сеньково был взят, другой разбит.

Другая штурмовая группа ВСУ развернулась на север и тоже стала быстро продвигаться по шоссе в сторону поселка Двуречное. Стало ясно, что линии снабжения сохранить не удастся.

Одновременно началось (или было обозначено) наступление украинских войск с юга на Лиман. Если бы российские войска потеряли и его, Изюмская группировка оказалась в полном окружении.

Предположительно, решение об отводе личного состава Изюмской группировки было принято уже в ночь на 10 сентября. Уходили в сторону Луганской области, по большей части налегке, бросив неисправную технику и боеприпасы. Судя по тому, что ничего не подорвали перед уходом, отступать пришлось очень быстро.

Ситуация сейчас

Украинские войска вышли к государственной границе с Россией в Харьковской области. Пытаться удержать захваченные территории на севере Харьковской области смысла российским войскам уже не было.

Над освобожденными населенными пунктами подняты украинские флаги.

Новая линия фронта проходит по реке Оскол.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!