Фото: AFP/Scanpix
Немецкий профессор социальной психологии Гюнтер Бирбрауэр объяснил в интервью Deutsche Welle, привыкнут ли люди к терактам и почему террористы выбирают в качестве целей молодежь.

Атака на "Манчестер Арене" — после трагедии в клубе "Батаклан" в Париже, расстрела посетителей ночных клубов в Орландо и в Стамбуле — уже четвертый теракт за последние годы, совершенный на концертных площадках и в ночных клубах. Число жертв манчестерского взрыва достигло 22 человек, среди них идентифицированы 8-летняя девочка и 18-летняя девушка. Предполагается, что большинство погибших — дети и подростки.

Случайность ли то, что террористы выбирают в качестве мишеней концертные площадки и молодых людей? И какие ими движут мотивы? Вот что в интервью DW сказал немецкий профессор социальной психологии Гюнтер Бирбрауэр.

DW: Как бы вы описали психологический портрет человека, который совершает взрыв в толпе молодых людей?

- Я, естественно, знаю о нем не больше, чем из утреннего репортажа по радио. Итак, что это за человек. Ответ, который дают не посвященные в соответствующие исследования люди, обычно довольно спонтанный: мол, это должен быть какой-то сумасшедший, ненормальный, обладающий особым агрессивным потенциалом.

Чаще всего такой ответ неверен. Потому что террористы — тоже обыкновенные люди, но они совершают ужасные преступления. Однако рассматривать эти преступления с точки зрения патологии, считать их проявлением психической болезни — как правило, такие рассуждения заводят в тупик.

- Но чем они отличают от людей, которые таких вещей не совершают? Как становится возможным то, что, казалось бы, нормальные люди совершают такие ужасные поступки?

- Это становится возможным, если человек полностью посвящает себя какой-то идеологии. Если подтвердится, что террористом был исламский экстремист, то речь идет о детально выстроенной идеологии. Подумайте только о третьем Рейхе. Ужасные преступления совершали нормальные мужчины. Но в своих действиях они полностью ориентировались на определенную идеологию. Иными словами, опасен тот, кто подчинил себя какой-то человеконенавистнической идеологии, но не по патологическим, а по идейным причинам.

- Все чаще теракты происходят на концертных площадках и клубах. Это случайность?

- Это не случайность, это осознанный выбор. Такие места они выбирают сознательно. Во-первых, там много молодежи. А террористический акт, при котором жертвами становятся молодые люди, большинство воспринимает как более коварный, кощунственный, чем если бы речь шла о людях среднего или пожилого возраста. Так что террористам важно целиться именно в молодых людей.

Помимо этого, мотивом таких терактов является неприятие западного стиля жизни, поп-музыки, свободы. Так что сюрпризом такой выбор не является. Из этого можно сделать вывод, что в будущем мы увидим еще более ужасные теракты.

- Станут ли люди бояться ходить на концерты?

- Наверняка, в начале — да. Но со временем посещаемость вернется к обычным показателям.

- Можно ли ожидать, что европейцы привыкнут к терактам? И шоковый эффект — возможно, главное оружие террористов — перестанет работать?

- Не думаю, что страх перед терактами уменьшится. Наоборот, террористы будут искать новые цели, которые снова и снова будут вызывать интерес средств массовой информации. Мы должны обратить особое внимание на роль масс-медиа: без них были бы только убийства, но не было бы терроризма — он живет за счет СМИ. Если бы все журналисты сегодня договорились не сообщать об этом, то терроризма не стало бы.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !