Foto: AFP/Scanpix/LETA

В Британии опубликовали доклад "Россия", которого ждали, рассчитывая увидеть в нем доказательства вмешательства России в британские выборы. Речь в документе идет о попытках Кремля вмешаться во внутреннюю политику Британии в 2014 году, а именно — о попытке повлиять на результаты референдума о независимости Шотландии. При этом авторы доклада не нашли прямых доказательств того, что Россия как-то пыталась повлиять на результат референдума о Brexit.

Декабрьские утечки информации предполагали, что в докладе будут упоминаться девять российских бизнесменов, которые являются донорами консерваторов. Но в опубликованной версии — во всяком случае, в открытой ее части — их имена не называются.

"Похоже, что Россия считает Британию одной из своих главных целей на Западе с точки зрения разведки. И хотя мы не получаем угроз такого уровня, как страны, граничащие с Россией, наши свидетели предполагают, что в списке "приоритетов" мы — сразу после США и НАТО. Это скорее всего из-за нашего тесного сотрудничества с США", — говорится в тексте доклада.

Хотя никаких фамилий в докладе нет, в нем все же осталась отсылка к неким "российским олигархам", близким к Владимиру Путину, которые успешно интегрировались в политическую жизнь Британии.

"Россия никогда не вмешивалась в электоральные процессы ни в одной стране мира: ни в Соединенных Штатах, ни в Великобритании, ни в других странах. Мы не делаем это сами и не терпим, когда другие страны пытаются вмешиваться в наши политические дела", — заявил практически одновременно с публикацией доклада пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков (цитата по Интерфаксу).

Что есть в докладе? И чего там нет?

Еще до публикации доклада британские журналисты предполагали, о чем в нем может идти речь. И находили "скелеты в шкафу" не только у нынешнего премьера Бориса Джонсона, но и у его предшественников — Терезы Мэй и Дэвида Кэмерона. Вспоминали и реакцию британских властей на убийство Александра Литвиненко, а вернее, годы, которые потребовались Британии, чтобы начать публичное расследование.

"Боюсь, что главный виновник — это российские деньги, — за день на публикации доклада предполагал колумнист Times Эдвард Лукас (он один из тех людей, кого авторы доклада опрашивали во время своей работы). — Этот виновник, с одной стороны, подпитывает влиятельную индустрию отмывания денег, а с другой — стимулирует рынок особняков и пентхаусов. Кроме того, он приносит пожертвования политическим деятелям и их сторонникам, и не в последнюю очередь — в Консервативной партии".

Можно сказать, что в итоге сбылось сделанное за несколько месяцев до публикации доклада предположение корреспондента Би-би-си по вопросам безопасности Гордона Кореры. Он говорил, что в докладе меньше доказательств, чем рассчитывают многие, но их больше, чем ожидают другие. Действительно, в документе нет сведений, которые бы доказывали, что Россия успешно повлияла на британские выборы. Речь идет о попытках.

Правда, далеко не все доказательства и обоснования вошли в публичную версию доклада — некоторые факты останутся только в засекреченном приложении, чтобы защитить источники и оставить в тайне методы разведки. Доступ к неотредактированной версии будут иметь только чиновники на самом высоком уровне.

В докладе перечисляются основные угрозы, которые, как считают британские депутаты, исходят от России. Это киберугрозы, дезинформация и ее влияние на общественно-политическую жизнь в стране, а также выходцы из России, которые переехали в Британию, получили местные паспорта и начали активно участвовать в политической жизни страны.

И хотя этот доклад фокусируется на угрозах, исходящих от России, судя по формулировкам, его главная цель — заставить работать британское правительство. Например, авторы доклада приходят к выводу, что несмотря на очевидные свидетельства того, что Британия была мишенью в кампании по дезинформации, ни одно ведомство в стране не взяло на себя ответственность за решение этой проблемы.

Член комитета Стюарт Хоуси сказал, что никто в правительстве не знал, могла ли Россия вмешиваться в референдум по брекситу, "потому что никто не хотел этого знать": "Не было никакой оценки российского вмешательства. Это резко контрастирует с ответной реакцией США на сообщения о вмешательстве в президентские выборы 2016 года. Правительство должно было дать оценку вмешательства России в референдум, и это можно сделать и сейчас, после чего сообщить о результатах этой оценки".

В открытой части доклада не приводятся сведения, которые бы однозначно доказывали влияние России на выборы в Британии. Стюарт Хоуси признается, что сам хотел бы знать ответ на вопрос, как именно это могло произойти: "Мы не знаем, потому что никакая оценка предыдущих избирательных кампаний не проводилась. И это полный шок. Мы сейчас вообще впервые широко обсуждаем этот вопрос".

Авторы доклада обвиняют "сменяющие друг друга правительства" в Британии в том, что они с распростертыми объятиями приветствуют в стране российских олигархов. В итоге депутаты призвали правительство принять срочные меры, чтобы у разведслужб были инструменты борьбы "с очень способным противником". Таким образом, в открытой части доклада нет никаких новых сенсационных доказательств вмешательства России, которых многие ждали. Вместо этого разведсообщество критикует британское правительство за то, что оно недооценило российскую угрозу.

С опозданием

Доклад, публикации которого ждали десять месяцев, вышел в последний день работы британского парламента: в среду, 22 июля, депутаты уходят на летние каникулы.

Предыдущий состав комитета по разведке готовил документ полтора года, а опубликовать его изначально планировали еще в ноябре 2019-го, правда, правительство отложило публикацию на месяц. За этот месяц в Британии прошли новые парламентские выборы, на которых консерваторы получили большинство, а Борис Джонсон утвердился в кресле премьер-министра страны.

Оппоненты из Лейбористской партии упрекали правительство: своевременное появление доклада, считали они, могло бы существенно повлиять на итоги этих выборов. Как минимум, к Борису Джонсону появились бы дополнительные вопросы.

Но даже после триумфальных для консерваторов выборов доклад так и не увидел свет — формально ждали, пока сформируется новый состав комитета. Сам Борис Джонсон все это время говорил, что скандал вокруг документа "чрезмерно раздут" и в нем нет никаких доказательств того, что Россия якобы вмешивалась в британские выборы.

Новый скандал разразился уже во время формирования комитета, задача которого — надзор за работой британских разведслужб. Главным фаворитом на должность главы комитета был консерватор Крис Грейлинг, в разные годы бывший и министром юстиции, и министром транспорта страны.

Но — неожиданно для многих — должность получил его коллега по партии Джулиан Льюис, который сам выдвинул свою кандидатуру. Источник Би-би-си в британском правительстве сказал, что Льюис "действовал заодно с лейбористами и другими членами оппозиции, преследуя собственные цели". За эту выходку его исключили из партии, но главой комитета он все-таки стал. Считается, что именно победа Льюиса поспособствовала выходу доклада о вмешательстве в выборы.

Впрочем, в преддверии выхода доклада глава Форин-офиса Доминик Рааб заявил, что Россия практически наверняка пыталась вмешаться и в выборы 2019 года — те самые, на которых победили консерваторы. Рааб заявил, что Россия незаконно получила официальные бумаги, в которых содержались подробности торговых переговоров между Британией и США, после чего выложила их в интернет. Этим, по мнению Рааба, воспользовалась Лейбористская партия в рамках своей предвыборной кампании.

А что Россия?

Комментируя заявление Рааба, российский посол в Лондоне Андрей Келин сказал Би-би-си: "Мы вообще не вмешиваемся. Мы не видим никакого смысла во вмешательстве, потому что для нас неважно, будет во главе страны Консервативная партия или Лейбористская, — мы все равно будем стараться улучшить те отношения, которые есть".

Россия неизменно отвергает любые обвинения во вмешательстве в выборы. Правда, только на прошлой неделе Британия, США и Канада одновременно обвинили российских хакеров в атаке на медицинские лаборатории Запада. Цель — вакцина от коронавируса.

Двое российских бизнесменов, упомянутых в британском докладе, уже комментировали Би-би-си эту ситуацию. Александр Лебедев назвал это "хохотом", а Александр Темерко открыто сказал, что состоит в приятельских отношениях с Борисом Джонсоном и, кроме того, не просто финансово поддерживает консерваторов, но и является членом партии.

Любой человек, зарегистрированный в Британии как избиратель, может быть донором политических партий. Более того, полный список тех, кто пожертвовал деньги, регулярно публикуется на сайте избирательной комиссии — включая суммы, которые эти люди перевели различным политическим силам. Так что сам факт того, что владельцы британских паспортов — пусть и выходцы из России — перечисляли деньги консерваторам, все же не говорит о попытках вмешательства в выборы.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!