Фото: stock.xchng
В Таджикистане разгорелись дебаты вокруг празднования Нового года. Противников Нового года можно назвать так только условно. Они выступают лишь за смену даты: вместо 1 января праздновать Новый год 21 марта, в Навруз. Это древний персидский праздник, символизирующий наступление весны, пробуждение природы и начало полевых работ.

В Таджикистане Новый год с его символами — Дедом Морозом и елкой — отметили впервые в 1936 году на волне принятия новой советской конституции и по инициативе комсомола. Спустя 11 лет Новый год стал государственным праздником, который отмечают 1 января.

Однако сейчас часть населения Таджикистана считает, что Новый год нужно праздновать не в ночь с 31 декабря на 1 января, а 21 марта — в день праздника прихода весны Навруз.

По словам историка Сайфулло Муллоджанова, "у нас много общего с другими народами. Нельзя просто так все вычеркнуть и отбросить… В Таджикистане образовался слой таджиков, которые причисляют себя к русской или европейской культуре. Они имеют право на определение своей самобытности. Думаю, сохранение Нового года никому вреда не принесет".

Он считает, что разговоры об отмене Нового года возникли не на пустом месте. "Общество сейчас оказалось на распутье — старые коммунистические ценности не подходят, модернизация по-европейски не может охватить все слои и вместе с тем, часть населения ориентируется на исламскую культуру", — говорит Муллоджанов.

"Нам нужно определиться и выбрать один праздник — или пусть будет январь или март. Для этого даже подошел бы референдум. Сам народ пусть выберет", — убеждает член политсовета Партии исламского возрождения Таджикистана Хикматулло Сайфуллозода.

Он считает традиционный Новый год чужим для таджиков праздником. "История и практика показывают, что навязанная сверху чужая культура даже спустя сто лет отвергается. Сейчас у таджиков есть свое государство, народ живет самостоятельно, а власть до сих пор не определилась с праздниками. Власть как будто боится, вдруг в других странах подумают, что, мол, таджики не хотят воспринимать другую культуру. Такие опасения напрасны", — считает Сайфуллозода.

"Если одному таджику или тысячам таджиков нравится Новый год по григорианскому календарю, пусть отмечают дома, организуют, что хотят. Но не надо этот праздник превращать в национальное, государственное мероприятие, наряжать елки во всех уголках страны, как будто весь народ этого так сильно хочет", — уверен он.

Официальные власти страны никаких заявлений по поводу новогодних торжеств не делали. Хотя на центральных площадях в городах и районах были установлены елки и организованы новогодние представления для детей.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !