Этого не показывают по LTV , об этом не пишут в официозной прессе. Потому что "у нас так не живут". Здесь даже полиции нет: говорят, тихий район, не нужно. Однако это тоже Рига.
Героинщики, бродящие по улицам; школьная дискотека с передозировками; местные, которые никогда не ходят по одиночке, чтобы не нарваться, и магазинные охранники в качестве "общественных стражей порядка"… "Час" испытал все прелести рижского гетто на себе, проведя ночь в Болдерае.

"Градусник по-болдерайски"

Итак, время — без двадцати полночь. Ночное кафе в Усть-Двинске. В углу игровой автомат, на нем вместо пепельницы банка из-под кофе. Публика — двое работяг с "фанеры" плюс четверо молодых людей в спортивных штанах, кожанках и кроссовках (мода, прочно забытая в Большой Риге), с печатками. Юная барменша стоит за стойкой, напротив на стуле — ее поклонник, коренастый брюнет лет 35. Он же, по бедности заведения, выполняет и функции охранника.

В кафе, слегка шаркая ногами, медленно входит парень, на вид старшеклассник. Он берет чай за 12 сантимов, садится за единственный свободный стол, для виду отпивает и тут же вырубается, уронив голову на руки. Всем присутствующим понятно: в кафе внедрился "нарик"-героинщик, желающий на халяву погреться (это явление, отметим, в центре тоже давно повывелось).

Из вежливости барменша с поклонником ждут минут десять. Потом поклонник встает и начинает будить школьника. Тот не реагирует. Охранник тормошит его. Наркоман вяло отмахивается и снова вырубается. За сценой с интересом следят остальные посетители, подающие советы типа:

- Че, может, ногами его разбудить?

- Да ладно, — говорит охранник. — Я его градусником сделаю… — И он подхватывает юного нарика под мышки и вытаскивает из кафе. Возвращается уже один.

Через пять минут, на выходе, ваш корреспондент видит, что такое "градусник" по-болдерайски: наркоман торчит из небольшого сугроба, воткнутый туда головой. Как правило, побыв в холоду в неудобной позе, он быстро приходит в себя и отправляется домой.

Как понял "Час", в районе "градусники" — естественная форма борьбы с наркоманами. Бить некогда, вести каждого домой — тоже. Их слишком много…

Район, которого нет

С Болдераей все вообще странно. Много лет это был особо криминогенный район. Полиция с ним справиться не могла, потому что у преступности были "социальные корни". Пару лет назад власти нашли очень изящный выход — убрали полицейский участок. Сработало: регистрируемая преступность после этого практически исчезла.

Таким образом проблема для официальной Риги была решена окончательно. Это не удивительно: лично я не знаю ни одного политика, который жил бы на Силикатке. И не знаю ни одного генерала МВД, который прогуливался бы между "Массивами" и "Тиргусом" слегка навеселе после полуночи.

А с учетом того, что район этот не только дальний, но и "русский", вообще непонятно, почему Болдерая должна волновать хоть кого-то в большом городе. По ее главной улице дважды за ночь проезжают пэпээсники — чего ж еще?

Правда, жители самого района не знают, что у них все хорошо. Вот их прямая речь, записанная "Часом" минувшей ночью.

Ольга, кассирша из местного магазина:

- У нас все спокойно? Вот пример: я получаю на руки 90 латов, из них 15 всегда отдаю сыну на Интернет. Пусть он лучше за компьютером сидит все дни, чем по улице ходит. Там у нас рядом дискотека есть, знаете? Каждую пятницу туда "скорые" мотаются: передозировки.

Валера, таксист, 40 лет, отец 15-летнего сына:

- Что, у нас тихо? Да это вообще тихий ужас. С тем, что у меня сын дурь курит, я уже внутренне смирился. А как я его проконтролирую? Он же как из школы придет, поест и сразу на улицу. Главное, чтобы на героин не подсел. У нас как вечер — зомби сразу вылезают… Мой сын тоже один раз по голове получил, пришел весь в крови. Сотрясение мозга. Хорошо хоть не порезали. Отняли пять латов или сколько там… Подкараулили, как всех, у моста, когда подвыпивший шел. Кто? Наверно, какие-то знакомые. Я у него потом спрашивал: можешь угадать? Он: "Ну, я могу угадать…" Нет уж, ты лучше будь уверен, говорю. Так ничем и не кончилось.

- А в полицию вы заявляли?

- А смысл? У нас никто не заявляет. На нашем районе в принципе крест поставлен. Меня часто женщины вызывают, чтобы подъехать 500 метров — от автобусной остановки до дома. Остальных почти всех мужья или сыновья встречают. Потому что одной идти — это рулетка: отморозков слишком много. Вы спросите у охранников местных. Они тут вместо полиции. Спросите, сколько раз в месяц к ним люди с проломленными головами помыться и "скорую" вызвать приходят.

"Мост черепов" и патрули грабителей

В одном из магазинов, уже около 1.30, в лице охранника "Час" неожиданно встретил старого знакомого. Сергей живет здесь же, на Силикатке. Смена у него уже закончилась, поэтому он составил мне компанию за столиком и объяснил ситуацию.

Она, в общем, такая. После того как власть перестроила мост, Болдераю можно проехать, не замечая. Для справки: в Болдерае сейчас нет не только полиции, но и, к примеру, библиотеки.

У местных (часть работает на местных фабричках типа "Финиериса", часть — "в городе", часть вообще не работает) осталось где-то шесть-семь очагов культуры. Сергей перечисляет:

- Четыре торговых центра, кафе, три клуба, из них два ночных, кегельбан, несколько шалманов… Вот там, собственно, и происходит жизнь. Обслуживают они в основном жителей центра и "Массивов" — трех высоток со всеми удобствами.

Кстати, южнее "Тиргуса", на Силикатке, уже никаких подобных заведений нет вообще: там это слишком уж опасный бизнес.

- Понятно, почти в каждом таком заведении дежурят грабители. Обычно небольшими группками — человека по два-три. Их легко заметить: они сидят так, чтобы иметь обзор, и внимательно пасут всех клиентов. Вон, скажем, видишь, два мужика с синими пальцами у входа? Они нас просканировали, когда мы вошли…

Как поясняет Сергей, "если ты пьяный, а если еще, не дай бог, деньги засветил, считай, все… Подлавливают пьяных действительно чаще всего у моста. Очень уж удобное место. Сегодня будний день, еще тихо. А по выходным у нас обязательно кому-нибудь в голову бьют…"

Когда с местными случаются передозировки, в полицейскую хронику сведения об этом тоже не попадают, поскольку это дело медиков. А что касается наркоторговли и многочисленных ежедневных попыток краж из магазинов, то с этим в Болдерае привыкли разбираться самостоятельно. Тем более что, по словам местных, "менты все равно не доезжают".

Впрочем, во всем этом есть свои плюсы. Пример: в Болдерае мне встретилось около десяти компаний с пивом. И никто не прятал пиво в пакетики. Это в центре, где белые люди, иностранцы и полиция, у нас соблюдается кокетливая "европейскость". А в районе, которого вроде как и нет, можно без церемоний…

"Закурить есть?" и одинокий полицейский

На маршруте Усть-Двинск — Силикатка у вашего корреспондента три раза попросили прикурить. В первом случае сразу четыре дамы, возвращавшиеся толпой из клуба "Бонанза". Во втором — пара: женщина и крепкий мужчина. В третьем — "загашенный" юноша в спортивном. Он же, кстати, оказался единственным одиноким прохожим, встреченным мной в ночной Болдерае. Понятно, бояться опасностей ему нечего: он сам — местная опасность.

…Последней моей остановкой (3.00) стало круглосуточное кафе у самого "Тиргуса". Здесь было совсем мало народу: бритый налысо старшеклассник с татуировкой на черепе пил чай. Еще был… полицейский. Настоящий, в форме муниципала. Он тихо и сонно сидел за игровым аппаратом. "Муниципальный" же микроавтобус, явно пустой, стоял с темными стеклами на перекрестке.

Как пояснили работники заведения, "у муниципалов теоретически тут есть отделение. А практически там света нет и отопления тоже. Вот они, чтобы при свечах не мерзнуть, и таскаются сюда. Да и вообще какие у них функции? Только бродячих собак отлавливать, кажется…"

Комментарий руководителя бюро по связям с прессой и общественностью госполиции Иевы Звидре

- Полицейский участок в Болдерае был закрыт несколько лет назад после того, как провели тщательный анализ ситуации в районе. Это называлось оптимизацией участков. Вместо этого в дневное время там сейчас функционирует дежурный отдел, где несут службу сотрудники как госполиции, так и муниципальной полиции. А в ночное время участок Болдерая — Даугавгрива включен в маршрут патрулирования.

Хочу заметить, что закрытие было обосновано не только тем, что содержать отделение в Болдерае для госполиции финансово действительно невыгодно, но и другим фактором: в нем там нет надобности. Конечно, если у государства найдутся деньги, то, возможно, когда-нибудь участок в Болдерае восстановят.

Что касается жалоб и писем местных жителей о том, что в районе прямо процветает преступность и уровень криминала зашкаливает, то документально это никак не подтверждается. Мы регулярно изучаем сводки и статистику ЧП за сутки, недели и месяцы и сказать можем точно.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!